ПДД

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

21.06.2017 | 52379 просмотров

Скрытое патрулирование в России на законных основаниях было возможным уже более 20 лет, но применять его стали только с ноября 2015 года — и то в качестве эксперимента в Москве.

Нововведение хорошо себя зарекомендовало и стало повсеместным.

Что поменялось за прошедшие полтора года и как сейчас проходит работа скрытого патруля, мы узнали, проведя несколько часов с экипажем из 2-го спецполка 1-го батальона ДПС ГИБДД, контролирующим одну из самых сложных магистралей столицы.

О стационарных постах и камерах фото- и видеофиксации водители узнают заранее и на короткое время становятся законопослушными. Но этих минут профилактики недостаточно для обеспечения безопасности всех участников движения и пресечения большинства правонарушений.

Поэтому понадобилось «хирургическое» вмешательство — наблюдение за поведением водителя внутри потока, когда он об этом не подозревает. Таким «скальпелем» стало скрытое патрулирование, которое предусмотрено в общедоступном административном регламенте, утвержденном приказом № 185 от 02.03.2009 г.

, и внутреннем 186-м приказе, который был принят в тот же день и по сути является современным вариантом наставлений по работе дорожно-патрульной службы 1999 года.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Схема действия скрытого патруля почти везде одинакова, лишь с небольшими отклонениями в зависимости от местной специфики. В нем работает обычный с виду легковой автомобиль, в котором находятся два инспектора ГИБДД в форме — одному работать нельзя.

Это и выполнение внутренних требований безопасности, и вполне логичное соотношение, когда водитель управляет машиной, а «штурман» смотрит по сторонам и в случае появления потенциального нарушителя дает команду коллеге, какой автомобиль отследить. Сами сотрудники скрытого патруля контактировать с нарушителем не имеют права.

Поэтому если их подозрения в некорректном поведении подтверждаются, то по рации передаются данные автомобиля: номер, цвет и модель. Их принимает экипаж в автомобиле со специальной цветографической окраской, либо это делает сотрудник, находящийся на посту на пути следования автомобиля нарушителя.

Они останавливают машину, проверяют документы, сверяют с базой по штрафам, оформляют протоколы и делают всю остальную работу, положенную в такой ситуации.

«Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов» — п. 35 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Скрытый патруль может фиксировать абсолютно любые видимые нарушения ПДД — от разговора по телефону до опасного вождения, от неправильной парковки до нечитаемых номеров. Так поступают большинство скрытых патрулей не только в столице, но и по всей стране.

Например, за 10 месяцев прошлого года в Рязанской области с помощью скрытого патрулирования сотрудники ГИБДД задержали 60 пьяных водителей и выявили более 800 нарушений, среди которых более 100 нарушений правил проезда пешеходных переходов, порядка 50 фактов выезда автомобилей на полосу встречного движения.

В Орловской области в январе 2017 года зафиксировано 286 нарушений ПДД: 151 водитель не уступил дорогу пешеходам, 56 — нарушили правила пользования внешними световыми приборами, 20 — пользовались телефоном во время движения.

Но ловят не только водителей легковых автомобилей: штрафы выписывают и пешеходам за переход проезжей части в неустановленном для этого месте или на запрещающий сигнал светофора.

В Брянской и Ростовской областях с помощью скрытых патрулей наводят порядок на общественном транспорте.

Чаще всего водителей автобусов и маршруток привлекают за нарушение правил остановки и стоянки, остановку на пешеходном переходе, а также за вывод на линию транспортного средства с техническими неисправностями.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Но в Москве своя специфика. Автомобильный трафик слишком плотный и мелких нарушений больше, чем серьезных. Оформление каждого требует времени и присутствия минимум двух экипажей, ведь в случае возражений скрытый патруль должен привести доказательства нарушения.

Тем не менее за прошлый год в режиме скрытого патрулирования проверено более 126 тысяч транспортных средств и оштрафовано за грубые нарушения более 121 тысячи водителей.

Сейчас для скрытого контроля за дорожным движением подразделения ГИБДД Москвы ежедневно задействуют 14-16 экипажей ДПС.

  • Сотрудники ДПС, осуществляющие контроль за дорожным движением в режиме скрытого патрулирования, руководствуются теми же требованиями, что и остальные сотрудники ГИБДД, соответственно, на них в той же степени распространяется обязанность пресекать любые выявленные нарушения, особое внимание при этом уделяя выявлению грубых нарушений ПДД РФ, влияющих на состояние дорожно-транспортной обстановки и обеспечение общественной безопасности, такие как:
  • — управление транспортными средствами без государственных регистрационных знаков, с подложными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками; — управление транспортными средствами с превышением уровня тонировки; — управление транспортными средствами в состоянии опьянения; — нарушение правил проезда перекрестка; — выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения;
  • — переоборудование без соответствующего разрешения (автомашины для несанкционированных уличных гонок).

Но на Кутузовском проспекте существуют свои особенности, которые отличают главную западную магистраль столицы. Ее называют и правительственной трассой за постоянные проезды кортежей, и элитной — за соответствующую публику на дорогих машинах.

2-й спецполк контролирует дорогу от Арбата до МКАДа.

Вся трасса разбита на сектора, которым присвоены кодовые обозначения, и во время переговоров экипажи называют друг другу не перекрестки или номера домов, а минимальный набор букв и цифр — быстро и понятно.

Все это я узнала уже внутри серебристого Ford Focus — основного «оружия» скрытого патруля этого подразделения. Вводной экскурсии по батальону почти не было, да и не очень она была нужна, ведь основная работа у ГИБДД — на дороге. Да и время поджимало.

Еще в процессе переговоров меня неоднократно предупреждали, что репортаж может сорваться из-за МЕРОПРИЯТИЯ. И это еще одна особенность работы ДПС на «Кутузнике». Так что хорошо, что не тратили времени на вводную часть, а сразу выехали на проспект.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Понять, что рядом в потоке едет автомобиль скрытого патрулирования, практически невозможно. Ну если только заметить яркий форменный жилет инспектора

Моим сопровождающим был заместитель командира 1-го батальона 2-го СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по Москве майор полиции Денис Анатольевич Сильченко, который в этом году отмечает 20-летие своей работы в Госавтоинспекции. Спокойный, уравновешенный мужчина, который поразил меня тем, что без запинки говорит на языке Административного кодекса, регламентов, наставлений и т. п.

Еще более спокойными оказались два старших лейтенанта — экипаж скрытого патруля.

С одной стороны, такую особенность можно объяснить тем, что при 12-часовом рабочем дне, который требует максимум внимания, на эмоциональность сил не остается, с другой — для этой миссии выбирают самых лучших и подготовленных сотрудников, которые должны быть как спецагенты разведки, внедренные на вражескую территорию.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Большинство московских инспекторов при исполнении имеют ПВР — персональный видеорегистратор. Он соответствует требованиям к доказательствам: информация на нем зашифрована и изменения в нее внести невозможно.

Все процессуальные административные действия должны фиксироваться на видеорегистратор, расположенный в патрульном автомобиле. Его записи помимо защиты имеют и геометку.

С такими приборами сотрудники могут выполнять осмотр и досмотр без понятых

«Разведчики» были подготовлены ко всему, кроме присутствия постороннего человека, да еще и журналиста, в экипаже во время работы. Поэтому первого нарушителя — белый Солярис с наглухо затонированными передними стеклами — сначала увидела я.

Старлеи быстро собрались, даже немного посадку поменяли, и взялись за дело. Водитель пропустил «корейца» чуть вперед, пару раз перестроился за ним, а «штурман» начал сообщать по рации данные автомобиля и его направление движения для последующего задержания.

Но то ли водитель увидел на хвосте машину с людьми в форме, то ли что-то почувствовал, но вместо того, чтобы ожидаемо свернуть на Рублевку, борзо перестроился из крайнего правого в левый ряд и поехал по прямой в область.

Наш обычный Фокус за ним не поспел — спецсигналов ведь нет, а в плотном потоке быстро и без нарушений поменять 4 полосы не всегда удается.

Сразу же начали сообщать о смене направления, но тут помешала еще одна особенность правительственной трассы — связь плохо работает, очень сложно найти «окно» в эфире. «Не переживайте, я дальше данные передал, остановят. Уж больно поведение неправильное», — утешил меня Денис Анатольевич и велел экипажу разворачиваться на МКАД в обратную сторону.

Читайте также:  Изменения правил проведения техосмотра 21.03.2023

То ли первая неудача так подействовала, то ли инспекторы ко мне привыкли, но дальше все пошло по-иному. Потолкавшись на светофорах под эстакадой, мы выехали на проспект, и тут нарушители стали появляться сами собой. От Рублевского шоссе до ТТК сообщили о трех машинах с тонировкой — черных иномарках среднего класса.

Майора же особо заинтересовал белый Mercedes M-klasse с номером 777. Причем привлекли его не красивые цифры или степень прозрачности окон у внедорожника, а что-то в манере поведения водителя. Прав оказался инспектор в этот раз или нет, мы не узнали.

Но благодаря таким сомнениям спецполк, и скрытый патруль в том числе, ловил и преступников, находящихся в федеральном розыске, и машины в угоне, и оружие с наркотиками находили. Совсем недавно, 23 мая, патруль обратил внимание на Hyundai Solaris, который ехал в стиле опасного вождения.

После остановки и проверки водителя оказалось, что он находится в федеральном розыске. А днями ранее за подобные нарушения остановили другой Солярис, у водителя которого обнаружили более 94 граммов наркотических веществ.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

По многополосной трассе скрытый патруль обычно передвигается в правых рядах. Обзорность по одному направлению движения шире и при этом проще уследить за лихачами, которые часто используют обочину

Денис Анатольевич сделал особый акцент на корейской марке. По его мнению, популярные модели у преступников тоже пользуются спросом.

Хотя, конечно, на этой спецтрассе встречаются нарушители и на Феррари с Ламборгини, но сотрудники подразделения научились останавливать такие автомобили.

Особое место занимают представители «золотой молодежи», которые смотрят на Административный кодекс свысока, а их нарушения часто становятся рецидивами.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Денис Анатольевич Сильченко Заместитель командира 1-го батальона 2-го СП ДПС ГИБДД

— Скрытый патруль начинает от меньшего, самого простого нарушения ПДД. Например, кто у нас ездит на машинах с тонировкой? Тот, кому есть что скрывать, в том числе и от закона. Бывают ситуации, когда останавливают автомобиль за незначительное нарушение, а после проверок их выявляется множество.

Что касается опасного вождения, то инспектор на посту зачастую его просто не замечает, поскольку водитель меняет стиль на спокойный, как только увидит патрульную машину. О присутствии скрытого патруля такие водители не догадываются, поэтому у полиции больше шансов выявить подобных нарушителей.

Но вот в потоке появляется очередной автомобиль с тонировкой, его данные благополучно передали на стационарный пост на пересечении с Садовым кольцом. Мы наблюдаем, как инспектор выдергивает из потока свежую «пятерку» BMW, водитель которой заранее опустил окна передних дверей, и начинается стандартная процедура проверки.

Оказалось, что на машину просрочен полис ОСАГО. Это нарушение оформляется сразу, а светопроницаемость стекла проверяет тот самый экипаж на автомобиле с раскраской, который работает в связке со скрытым патрулем.

Его же сотрудники с ПВР в присутствии водителя досматривают автомобиль — эта процедура стала стандартной для скрытого патрулирования.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Молодой человек из BMW сначала был настроен крайне позитивно. Рассказал, что его Skoda в очередной раз в ремонте с DSG, а эта машина папина, поэтому он о ее техническом состоянии ничего не знает. Он согласился со всеми предъявленными нарушениями и готов был на любое сотрудничество — в надежде, что уедет на автомобиле в том же состоянии, в котором его остановили.

Видимо, папа непростой и очень любит свою машину, раз номер 530 дублирует индекс модели. Пока составляли протокол, парень стал спокойнее и начал по телефону переносить назначенную встречу. Но после того как узнал, что если он оставит тонировку, то в соответствии со ст. 19.

3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции его могут арестовать на 15 суток, совсем помрачнел и начал искать, чем зацепить пленку.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Все эти разговоры проходили с обычными патрульными, лейтенанты из скрытого патруля от него отстранились и по привычке всматривались в поток. Вдруг все рации вокруг начали передавать одну и ту же шифровку. «На сегодня рейд закончен.

Мероприятие», — как бы извиняясь объявил Денис Анатольевич. И подытожил: «Вот видите: остановили за тонировку, а у него полис просрочен. Завтра он на встречную полосу может выехать, а послезавтра — сядет пьяным за руль.

Сейчас мы его оштрафовали, человек задумается — нужны ли ему неприятности. В этом и есть главная задача скрытого патруля».

В какой бы форме ни осуществлялось несение службы нарядами ДПС, все они руководствуются одной целью и выполняют одни и те же задачи.

Соответственно, работу сотрудников ДПС, осуществляющих контроль за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы при взаимодействии с другими нарядами, выделять в особый ранг будет неверным.

В 2017 году с участием экипажей скрытого патрулирования к административной ответственности привлечено более 24 тысяч водителей транспортных средств, что составляет около 4,5% от общего числа нарушений ПДД РФ, выявленных сотрудниками ДПС.

По словам замкомандира батальона, за 1,5 года ежедневной работы скрытого патруля количество нарушений на трассе заметно сократилось.

Осознание того, что рядом есть машина ДПС, фиксирующая нарушения, отбивает охоту выделяться из потока, соответственно, сокращается количество нарушений. Уже сейчас у экипажей бывают «пустые» дни, когда по дороге перемещаются только законопослушные водители.

В общем-то, это и есть главная цель Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а за способ ее достижения даже оправдываться не нужно.

«Результатом исполнения государственной функции является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств» — п. 8 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В гибдд начали скрытое патрулирование: к чему готовиться водителям

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

В ГИБДД планируют чаще прибегать к скрытому патрулированию дорог: наблюдать за водителями в аварийных местах они будут в машинах без опознавательных знаков.

Дорожно-патрульные автомобили без мигалок, синих полос по бокам и других характерных признаков, по которым можно узнать автомобиль ГИБДД, будут дежурить рядом с аварийными местами.

Например, там, где водители часто выезжают на встречную полосу под запрещающие знаки. В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами.

Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет.

Как работают скрытые патрули ГИБДД

Передвигаясь на автомобиле без цветографической окраски, инспекторы снимают нарушение на видео и направляют записи ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы. Частое нарушение, которое можно выявить с помощью «скрытого патруля», является выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения.

Ответственность за выезд «встречку» предусматривает лишение права управления на срок до 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек.

Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.

Законны ли такие скрытые патрули ГИБДД?

Как объясняют в ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно.

Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.

Документ, во-первых, рекомендует при наличии возможности работать в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

А если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке.

Незримое око — скрытый патруль ГИБДД: насколько законны их методы работы?

В России ежегодно происходит огромное количество ДТП. Неудивительно, что дорожная полиция ищет способы предупредить их. Одним из методов профилактики стало возвращение на дороги «гаишников в кустах», то есть скрытых патрулей ГИБДД. Не все считают такой контроль эффективным и имеющим право на существование. Но патрули уже осуществляют профилактику нарушений ПДД.

Читайте также:  Наехали в открытый люк – кто виноват и что делать?

Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД

Недовольные тем, что теперь за любым углом может сидеть дорожный полицейский и видеть нарушение, жалуясь, ссылаются на «Административный регламент МВД РФ», в статье 41 которого сказано:

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.

Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны. Они регламентируются пунктом 12.2 «Наставления по работе ДПС»:

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль — на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.

Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.

Цели «игры в прятки»

Скрытый патруль нужен не для того, чтобы штрафовать автомобилистов или выполнять план по нарушителям. С этим в большинстве регионов проблем и так нет. Скрытая форма контроля дорожного движения используется с целью:

  • предотвращения серьезных правонарушений со стороны автомобилистов;
  • повышения общей дисциплинированности водителей, стимулирования соблюдения правил не только возле постов ДПС и под видеокамерами, фиксирующими нарушения в автоматическом режиме;
  • профилактики ДТП.

Иногда скрытый патруль работает только по конкретным нарушениям, например, ищет любителей прокатиться по встречной полосе или нетрезвых водителей. Практика показала, что даже такой узкий подход позволяет сократить и количество аварий, и число пострадавших в них.

Правила работы инспекторов ГИБДД

Скрытый патруль работает по определенной схеме. Сотрудники на обычной машине едут или останавливаются на разрешенном участке дороги и наблюдают за движением. Из спецсредств, положенных инспекторам, у них есть только рация и видеокамера. Сотрудники патруля должны быть одетыми не в форму, но иметь при себе нагрудный знак.

Заметив нарушение, один из них передает информацию на ближайший пост ДПС вместе со сведениями о том, кто совершил проступок. Открыто работающий инспектор останавливает проштрафившегося автомобилиста, объясняет ему ситуацию и составляет протокол.

Водители в таких случаях очень редко признают вину, чаще протестуют и требуют доказательств. Но по закону сотруднику скрытого патруля достаточно лишь написать рапорт об увиденном им нарушении.

Подкреплять его доказательствами нет необходимости, если водителю не вменяют превышение скорости. Но чисто технические нарушения, например, слишком темную тонировку стекол авто, запрещенный ксенон в фарах легко подтвердить.

Если автомобилист не желает признавать совершенный им проступок, сотрудник скрытого патруля может приехать на пост и продемонстрировать ему видеозапись этого момента. Обычно она всегда есть.

Сотрудники скрытого патруля не имеют права:

  • провоцировать автомобилистов на нарушения;
  • превышать разрешенную скорость во время движения в общем потоке;
  • останавливать ТС в отсутствие веских причин.

Если водитель уверен, что его подставили, а он не нарушал ПДД, можно подать жалобу на действия сотрудников инспекции вышестоящему руководству или в суд. Заявление отправляется в течение 10 дней после инцидента.

О том, что входит в обязанности скрытого патруля ДПС, смотрите в этом видео:

Новшество и его последствия – День скрытого патруля

Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:

  • сократить количество аварий на 22%;
  • уменьшить число погибших в них на 61%, травмированных – на 27%;
  • снизить количество выезжающих на встречную полосу на 44%.

Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.

В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.

Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.

Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.

Эффект, который дало использование патрулей, привел к тому, что эта форма контроля находит применение во всех регионах страны. В большинстве они пока работают в определенные дни месяца.

Руководство МВД собирается дать скрытым патрулям больше полномочий, чем они имеют сейчас. Но сначала машины оснастят необходимой техникой. В будущем скрытые патрули смогут трудиться самостоятельно, то есть останавливать нарушителей, оформлять протокол и т.д. Но для этого требуется внести изменения в Административный регламент МВД, касающийся дорожной безопасности.

Автомобилистам неприятно сознавать, что за ними следит всевидящее око ГИБДД в виде скрытых патрулей. Но, возможно, это научит их ездить по правилам не только около постов и камер видеофиксации, а всюду. Тогда дорога станет более безопасной, а надобность в скрытом патрулировании отпадет.

Разъяснение ГИБДД о правомерности осуществления скрытого патрулирования

С 18 марта на дорогах Мурманской области сотрудниками ГИБДД, с использованием скрытого контроля, проводится операция «Встречная полоса».

Основная цель данного мероприятия — не лишить как можно больше водителей права управления  автомобилем, а снизить количество ДТП  с тяжкими последствиями.

Ведь именно выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, является основной причиной столкновений, в которых погибают наши земляки.

Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.

41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения  безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».

В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.

35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами.

К патрульным  также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.

Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием  патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».

— В 2012 году во время проведения подобной операции такие меры позволили снизить количество ДТП на дорогах Мурманской области на 22%, количество погибших — на 61%, раненых — на 27%., т.е.

14-ти нашим землякам удалось сохранить жизнь, 44 мурманчанам — сохранить здоровье. Количество  правонарушений, связанных с выездом  водителей на «встречку»  сократилось  в прошлом году  на —  44%.

Это ли не  положительный результат ?-  говорит Алексей Азовцев, врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области.

Во время проведения скрытого патрулирования  в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и  жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.

Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм  действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.

Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году,  в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.

Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!

Читайте также:  Какие штрафы могут выписать пассажиру в 2023 году?

УГИБДД УМВД России по Мурманской области

Может ли сотрудник ГИБДД патрулировать на личном авто

На практике бывает, что сотрудники ГИБДД, что называется, не похожи на себя. В том смысле, что нарушителей ловят на собственных авто, при этом без формы и с личными средствами фото- и видеофиксации. Сами инспекторы называют это скрытым патрулированием. Однако насколько законными являются такие действия? Рассказываем прямо сейчас.

Согласно букве закона

В соответствии с пунктом 7.8 Административного регламента МВД, утвержденного ведомственным Приказом № 664 от 23 августа 2017 года, сотрудники ГИБДД осуществляют надзор за дорожным движением и штрафуют водителей за нарушение ПДД. 

Согласно пункту 64 Административного регламента, скрытое патрулирование является законным, если ведется на ведомственном авто. Причем на таком транспортном средстве может вовсе отсутствовать специальная светографическая схема — это разрешено.

Другими словами, патрулировать на личном авто запрещено. Сотрудник непременно должен находиться в служебной машине. А вот одеваться для скрытого патрулирования он может исключительно так, как пожелает — обязанности надевать форму нет.

  • Полученная таким образом информация в дальнейшем передается другим экипажам ДПС, машины которых оснащены соответствующей светографической схемой, а сотрудники облачены в уставное обмундирование.
  • Итак, главное мы выяснили — скрытое патрулирование на авто без специальных опознавательных знаков возможно, причем в такой ситуации форма сотруднику особо не нужна.
  • Но вопросы еще остаются.

Какими средствами фиксации может пользоваться скрытый патруль?

По сути, любыми.

К примеру, Административный регламент (пункты 76, 77) устанавливает жесткие требования к радарам, тауметрам и шумомерам.

Подобные устройства, вычисляющие скорость авто, светопропускаемость стекол и уровень шума, должны принадлежать ГИБДД либо муниципальным органам власти; в обязательном порядке комплектоваться действующими свидетельствами о поверке, сертификатами; а также эксплуатироваться в четком соответствии с правилами.

С другой стороны, пункт 76 предусматривает иные технические средства для фиксации нарушений ПДД. На практике термин «иные» может включать что угодно, в том числе личный смартфон сотрудника ГИБДД.

В самом деле, сегодня каждый гражданин имеет право делать фото и видео любых нарушений ПДД, а потом направлять материалы в ГИБДД. И в том случае, когда све́дения оперативно поступили на ближайший пост, сотрудники ДПС обязаны остановить нарушителя и привлечь его к ответственности.

Это означает, что в режиме скрытого патрулирования инспекторы фактически могут пользоваться любыми средствами для фиксации правонарушений, а затем быстро передавать информацию обычным экипажам. И сотрудник ГИБДД в случае обвинений в неправомерной съемке на личный телефон всегда может сказать, что действовал исключительно как гражданское лицо. И закон будет на его стороне.

Скрытое патрулирование подходит для всех нарушений ПДД?

Нет. В соответствии с пунктом 64 Административного регламента, перечень таких нарушений ограничен.

Речь идет:

  • об опасном вождении — примечательно, что нарушение прописано, но штраф до сих пор не установлен, хотя соответствующий законопроект № 37057-7, предполагающий для виновников финансовое наказание 5000 рублей, еще в 2017 году прошел первое чтение в стенах Госдумы;
  • превышении скорости, за что нарушитель рискует поплатиться штрафом от 500 до 5000 рублей либо лишением прав на 12 месяцев согласно статье 12.9 Административного кодекса;
  • запрещенном выезде на встречную полосу, предусматривающем штраф от 1000 до 5000 рублей или конфискацию прав до полугода в соответствии со статьями 12.15 и 12.16 КоАП;
  • непредоставлении преимущества пешеходу (проще говоря, если вы не пропустили его), за что грозит штраф от 1500 до 2500 рублей на основании статьи 12.18 Административного кодекса;
  • использовании телефона за рулем (когда вы держите аппарат непосредственно в руке), что влечет штраф 1500 рублей согласно статье 12.36.1 Административного кодекса. 

Любые другие нарушения ПДД скрытым патрулям выявлять запрещено. К примеру, если такой экипаж с помощью штатного оборудования зафиксировал, что водитель дал задний ход на перекрестке или двигался по обочине, то привлечь виновника не получится в силу отсутствия полномочий.

В заключение отметим, что останавливать нарушителя сотрудники скрытого патруля могут лишь в том случае, когда на них форменная одежда.

Если же работник ДПС одет в джинсы или спортивный костюм, то пунктом 34 Административного регламента останавливать водителя запрещено, поскольку надзирать за дорожным движением сотрудник ГИБДД обязан исключительно в форме, при нагрудном знаке и удостоверении.

Как связана форма инспектора и функция надзора за дорожным движением? Напрямую. Согласно пункту 31 Административного регламента, остановка транспортного средства непосредственно относится к реализации надзорной функции, поэтому наличие форменного обмундирования на работнике ДПС является обязательным.

Скрытое патрулирование: законно или нет?

Новое законодательство предоставило сотрудникам ГИБДД возможность производить скрытое патрулирование, а законно ли это? Как защититься от недобросовестных сотрудников ДПС и не стать жертвой беззакония?

Новое законодательство предоставило сотрудникам ГИБДД возможность производить скрытое патрулирование, а законно ли это? Как защититься от недобросовестных сотрудников ДПС и не стать жертвой беззакония?

Старая редакция Административного регламента МВД РФ, в некоторой степени, раскрывала правовые тонкости скрытого патрулирования, но между тем, многие из пунктов не описывались.

Они содержались в наставлениях дорожно-патрульной службы, но информация была доступна только для уполномоченных сотрудников.

Правовая информация не публиковалась в открытом доступе, поэтому нечестные инспекторы использовали свою информационную осведомленность в отношении владельцев автотранспортных средств.

Вступивший в силу 31 декабря 2009 года приказ МВД РФ № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент МВД РФ исполнения функции по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД, утвержденный приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185» смог улучшить положение.

Исправления затронули многие вопросы, которые в прежней версии не были до конца раскрыты. Были добавлены пункты, с которыми ранее могли ознакомляться только инспекторы.

В новой версии регламента был прописан и пункт, в котором говорится о том, что служебный автомобиль со спецкраской должен быть установлен так чтобы участники движения могли его видеть и в случае необходимости могли предотвратить ДТП.

Ведь задача инспекторов не ловить нарушителей, а предотвратить нарушения.

Свое расположение инспекторы могут скрывать только в соответствии с 43 пунктом, где указано, что в этом случае, контроль за соблюдением правил, должен обеспечиваться средствами фото-видеофиксации. Но это лишь в том случае, если из-за неровностей рельефа местности или особенностей дороги, видимость сильно ограничена.

В 44 пункте содержится следующая информация: «Контроль за соблюдением ПДД, сотрудниками на автомобиле без специальной цветографической схемы, должен осуществляться вместе с другими нарядами (стационарными, нарядами на патрульной машине со специальной цветографической схемой), который при выявлении нарушения или для его пресечения осуществляют остановку транспортного средства».

В течение последних пяти лет, эта норма использовалась крайне редко и ее законность не ставилась под сомнение. В настоящее время, это положения является поводом для начала проведения скрытого патрулирования, но, в качестве эксперимента.

В настоящее время у ДПС достаточное количество автомобилей без специальных цветографических схем и как только в них будет установлено необходимое оборудования для фото-видеофиксации – они сразу же начнут свое дежурство на улицах города.

Задержание и остановку автомобилей такие патрули проводить не будут, а только фиксировать нарушения.

По поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на улицы Москвы ежедневно будет выезжать более 30 экипажей ДПС. Для передвижения они будут использовать обычные транспортные средства без опознавательных знаков.

Эксперимент скрытого патрулирования уже начался, о результатах рассказали в службе управления столичного МВД. Только за первый день было выявлено более 320 нарушений, 16 ноября эта цифра увеличилась до 446!

Основная часть нарушений связана с тонировкой стекол и загрязненными номерными знаками. При досмотре нарушителей были выявлены случаи управления авто в нетрезвом состоянии, а также факты хранения наркотиков.

Когда на патрульных автомобилях будут установлены видеорегистраторы, у инспекторов появится возможность фиксировать превышения скоростного режима и хамского вождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *