Когда можно и запрещено включать задние противотуманки?
С 1 июля 1994 года вступило в юридическую силу Постановление Правительства № 1090 от 23 октября 1993 года “О Правилах…”, которое утвердило не только ПДД (далее – Правила), но также и:
- Основные положения по допуску…;
- Перечень неисправностей и условий… (далее – Перечень).
Раздел 19 Правил и Раздел 3 Перечня полностью регламентируют правила использования фар, фонарей, звуковых сигналов и прочих световых приборов, а также разрешенные к эксплуатации цвета.
Какой разрешен цвет
О том, какие цвета разрешаются Правилами, указано в п. 3.6. Перечня.
Спереди
В аб. 2 п. 3.6. Перечня сказано, что спереди автомобиль должен комплектоваться фарами, издающими только:
- белый;
- желтый;
- или оранжевый свет.
В ином случае эксплуатация транспортного средства воспрещается, а в отношении водителя возбуждается административное производство (о возможных санкциях см. далее).
Световозвращатели, расположенные спереди, должны иметь только белый цвет, иной оттенок запрещен.
Ближний свет
В отношении ближнего света Перечнем не установлено отдельного запрета. То есть фары ближнего света должны издавать только белый, желтый или оранжевый оттенок, остальные запрещены.
Дальний свет
Аналогичные требования определены и для дальнего света, то есть лампочка должна издавать белый, оранжевый или желтый цвет.
Сзади
В аб. 3 п. 3.6. Перечня указано, какой цвет должны издавать световые приборы, установленные сзади транспортного средства.
Как правило, на автомобиле устанавливаются два задних фонаря, имеющие в своем составе различные блоки с лампочками:
- габаритного освещения (наиболее слабые по мощности);
- противотуманного света;
- тормозного сигнала;
- заднего хода;
- поворотников.
Отсек заднего фонаря, используемый для сигнализирования о начале движения задним ходом, должен издавать только белый цвет, в ином случае эксплуатация механического транспортного средства воспрещается.
То же самое требование распространяется и на лампочки, освещающие государственный регистрационный знак – они также должны издавать только белый оттенок – другие запрещены.
В иных отсеках заднего фонаря разрешается использование 3-х цветов:
- красный;
- желтый;
- или оранжевый.
При этом в Перечне не указано, что какие-либо сигналы должны быть только определенного цвета.
Это означает, что поворотники могут быть красными, желтыми или оранжевыми. При использовании какого-либо из этих цветов водитель будет считаться выполнившим требования ПДД, и ответственность не наступит.
То же самое относится и к габаритам, тормозным сигналам – они могут быть желтыми, оранжевыми или красными.
На практике сложилось, что:
- габариты обладают красным, не очень ярким светом;
- тормозные сигналы имеют красный оттенок (более выраженный, чем у габаритных огней);
- поворотники – желтый или оранжевый;
- задние “противотуманки” – наиболее яркий красный цвет (ярче, чем у габаритов и у тормозных сигналов).
Обращаем также внимание, что световозвращатели сзади могут быть только красного цвета.
Противотуманные фары
Противотуманные фары, как правило, являются дополнительным элементом комплектации транспортного средства и не являются обязательными к использованию согласно Правилам.
Другими словами, если на автомобиле присутствуют дополнительные фары, водитель должен использовать их согласно установленным требованиям, если их нет – ничего страшного, никакой ответственности не будет.
ПТФ относятся к передним световым приборам. Каких-либо специальных требований по цвету по отношению к “противотуманкам” не установлено.
А это значит, что ПТФ, как и фары ближнего и дальнего света, должны быть только:
- или белого;
- или желтого;
- или оранжевого цвета.
Тонирование фар
Про начало движения по ПДД рассказывается в статье: начало движения по ПДД.
Что значит желтая разметка на дороге по ПДД, читайте здесь.
Когда какие фары нужно включать по ПДД
В Разделе 19 Правил гражданин может получить всю интересующую его информацию относительно порядка использования световых приборов.
В городе
В Разделе 19 Правил не так много нормативных положений, регламентирующих какие-либо отличия в порядке использования фар и фонарей в городе и за его пределами.
В дневное время
Постановление Правительства № 316 от 10 мая 2010 года “О внесении…” регламентировало некоторые поправки в пункт Правил 19.5.
Если в редакции Правил № 15 от 24 февраля 2010 года (ныне не действующей) п. 19.5. обязывал включать ближний свет всем водителям вне городов, а также водителям в городах, но лишь при определенных условиях (при движении в колонне, при перевозке детей группами и др.), то в действующей редакции (№ 56 от 30 мая 2020 года) требования ужесточились.
В частности, с 2010 года и по настоящее время ближний (или дневные ходовые огни) должен быть включен днем на всех ТС – вне зависимости, где они находятся – в городе или вне населенного пункта.
Однако есть небольшое послабление – водители могут в пределах города (и за его пределами тоже) двигаться на противотуманных фарах. При этом ближний свет можно выключить.
Тем не менее, ехать на одних “противотуманках” (без включенного совместно с ними ближнего света) запрещено в следующих случаях:
- при недостаточной видимости;
- при движении в тоннеле;
- в темное время суток (вечером или ночью).
Ночью
Главное требование – ночью или вечером (в темное время суток), в тоннеле, а также при наличии недостаточной видимости (вне зависимости, где находится водитель – в городе или за его пределами), на авто должен быть включен:
- или ближний свет;
- или дальний.
На каком именно свете ехать (ближнем или дальнем), решает сам водитель. Известно, что дальний свет в большинстве случаев используется при отсутствии уличного освещения в городе для создания лучшей видимости. Также дальний незаменим на неосвещенных участках загородной трассы.
Несмотря на то, что водителю предоставлено право выбора – на каком свете ехать – все же необходимо, чтобы были соблюдены требования п. 19.2. Правил, регламентирующего обязанность переключения дальнего света на ближний при:
- езде в городе по освещенной дороге;
- встречном разъезде на расстоянии не менее 150 метров до ТС;
- большем расстоянии до встречного ТС, при том условии, что водитель сигнализирует о необходимости выключить дальний (попеременным включением и выключением дальнего света);
- любых случаях возникновения угрозы ослепления попутных или встречных водителей.
В остальных случаях дальний свет использовать разрешается без каких-либо дополнительных ограничений.
При плохой видимости
В Правилах понятие “плохая видимость” не представлено, зато представлено понятие “недостаточная видимость”, с которым можно ознакомиться в п. 1.2. Правил.
Там сказано, что недостаточная – это видимость автомобильной дороги меньше 300 метров в условиях дождя, тумана, снегопада и иных неблагоприятных погодных условий, а также в сумерки.
П. 19.1. Правил в таком случае обязывает водителей включать:
- либо ближний свет;
- либо дальний (при условии соблюдения требований п. 19.2. Правил).
Совместно с ближним (или дальним) светом могут быть включены противотуманные фары (аб. 2 п. 19.4. Правил).
За городом
Требования к использованию внешних световых приборов за городом практически те же, что и в его пределах.
Основное отличие – в порядке применения дальнего света. В частности, дальний свет вне городов можно включать даже в том случае, если дорога освещена (аб. 2 п. 19.2. Правил).
Правила использования габаритных огней
Габаритные огни – это отсеки в передних фарах и задних фонарях, в которых расположены маломощные лампочки.
Основания для досмотра транспортных средств
Основное предназначение габаритов – сигнализировать другим водителям об остановившемся ТС ночью или при недостаточной видимости.
Правила использования габаритов регламентируются п. 19.3. Правил. Кратко:
- габариты нужно включать, если машина осуществляет остановку (прекращение движения на срок менее 5 минут) или стоянку (на срок более 5 минут) ночью, в сумерках или при тумане, снегопаде, сильном дожде;
- в случае тумана, снегопада, дождя или прочих неблагоприятных погодных явлениях дополнительно к габаритам можно включить ближний свет, ПТФ и задний противотуманный фонарь (требование не обязательное – водитель сам решает, включать дополнительное освещение или нет);
- за нарушение порядка пользования габаритами ответственность такая же, как и за любое другое нарушение норм Раздела 19 Правил – предупреждение или штраф 500 рублей.
Можно ли бронировать фары пленкой
Конкретного запрета на тонировку фар или фонарей пленкой в Правилах и Перечне не установлено.
Также соответствующей ответственности не предусмотрено и в КоАП (в явном виде). Тем не менее, водитель, осуществивший тюнинг фар при помощи пленки, может нарушить требования Раздела 3 Перечня.
В частности, в п. 3.1. Перечня говорится, что эксплуатация автомобиля запрещается в случае, если режим функционирования световых приборов не соответствует конструкции ТС. Поскольку пленки изначально не идут с завода, их нанесение вполне может попасть под нарушение данного пункта.
Если в результате такой модификации фары или фонари будут издавать запрещенный к использованию свет, водитель нарушит требования уже п. 3.6. Перечня, запрещающего эксплуатировать автомобиль, фары или фонари которого издают цвет, отличный от разрешенного.
Наказание за нарушение правил
Санкции зависят от вида проступка, который был совершен автолюбителем.
В случае, если водитель нарушит любое положение Раздела 19 Правил, ответственность наступит по ст. 12.20. КоАП.
Согласно данной статье, санкции могут быть следующими:
- или предупреждение, выносимое в письменном виде согласно нормам ст. 3.4. КоАП;
- или денежное взыскание в сумме 500 рублей, взимаемое в соответствии со ст. 3.5. КоАП.
Как мы отметили выше, за любое нарушение п. 19.1. – п. 19.11. Правил, водитель понесет одну из указанных санкций, то есть за, к примеру:
- езду на противотуманных фарах ночью (без совместно включенного ближнего света);
- непереключение с дальнего на ближний при нахождении встречного автомобиля на расстоянии менее, чем 150 метров;
- езду днем без включенных ПТФ или ближнего света вообще;
- включение задних противотуманных фонарей в любых условиях, кроме недостаточной видимости и др.
Решать, что именно применить к водителю – предупреждение или штраф – придется инспектору ГИБДД сразу же на месте – при оформлении постановления (п. 6 ч. 2 ст. 23.3. КоАП). При выборе санкции инспектор должен руководствоваться требованиями ст. 4.1. КоАП, а также учитывать наличие у водителя смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств (см. ст. 4.2. и 4.3. КоАП).
Если инспектор наложит штраф, его можно оплатить с 50-процентной скидкой, если осуществить платеж в течение первых 20 суток после вынесения постановления (ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП).
Указанные виды ответственности справедливы в случае нарушения водителем именно правил пользования фарами и фонарями. За несоответствие световых приборов установленным требованиям ответственность куда жестче.
К примеру, если передние фары будут издавать красный свет, наказание наступит по ч. 3 ст. 12.5. КоАП. Санкции следующие:
- аннулирование водительского удостоверения на срок от полугода до 12 месяцев;
- + дополнительное наказание в виде конфискации не соответствующих требованиям фар.
Дорожный знак железнодорожный переезд со шлагбаумом
В этой же части сказано, что точно такая же ответственность ждет тех, кто установит световые приборы с цветом огней или режимом работы, не соответствующими Разделу 3 Перечня.
Законодатель четко не указал, применяется ли данное положение только к передним или к задним приборам тоже (и зачем вообще световые приборы с красным светом были выделены в отдельную формулировку).
Представляется, что лишение + конфискация ждут также и тех, чьи поворотники, габариты и тормозные сигналы сзади будут цветом, отличным от красного, желтого или оранжевого (а такте тех, чьи сигналы заднего хода будут любого цвета, кроме белого).
На практике же лишение обычно ожидает тех, кто устанавливает ксенон или передние фары с несоответствующим требованиям цветом. За задние фонари санкции обычно наступают по ч. 1 ст. 12.5. КоАП – предупреждение или взыскание 500 рублей. Начинающий водитель может запутаться в законодательных требованиях – что и когда включать.
Поэтому наша редакция представляет удобную таблицу на все случаи жизни:
Ситуация | Какие фары (фонари) должны быть (могут быть) включены? |
Движение в пределах населенного пункта днем при ясной погоде | Водитель должен пользоваться ближним светом. Если не включить, будет предупреждение или штраф 500 рублей. Если комплектация автомобиля предусматривает передние “противотуманки”, можно спокойно выключить ближний свет и ехать на одних ПТФ. Габаритные огни можно включить, а можно и выключить – требование к их обязательному включению в этом случае не предъявляется |
Движение за пределами населенного пункта днем при ясной погоде | Обязательно нужно включить ближний свет, а если есть противотуманки – можно выключить ближний и ехать только на них (а можно использовать совместно). Дальний свет вне городов использовать можно даже днем (но бессмысленно), исключение – наличие впереди идущей машины, расстояние до которой уже меньше 150 метров |
Движение в городе ночью или в сумерках | Ближний свет или ближний свет + противотуманные фары. Можно переключаться на дальний, если дорога в городе не освещена, а выключать его при приближении встречной машины |
Движение вне города ночью | Ближний свет или ближний + “противотуманки. Дальний можно использовать всегда – даже если трасса освещена (про встречные машины не стоит забывать) |
Движение в городе или вне него при наличии неблагоприятных погодных условий (сильный дождь, снег, туман и др.) – неважно, днем или ночью | Ближний свет или ближний + “противотуманки”. Ехать на одних ПТФ в любом случае при недостаточной видимости запрещается |
Движение в тоннеле (неважно, где он расположен – в городе или вне него) | Ближний свет или ближний + ПТФ |
Итак, ответственность за тонировку фар или фонарей может быть вплоть до лишения ВУ. В случае же несоблюдения порядка использования световых приборов максимальная санкция – штраф 500 рублей.
- Информацию о ПДД для автобусов можно найти в статье: ПДД для автобусов.
- Взаимное перестроение по ПДД рассматривается на странице.
- Про штраф за знак шипы в ПДД, узнайте из этой информации.
Видео: Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Когда можно и нельзя использовать противотуманные фары согласно ПДД?
Использовать противотуманные огни можно в соответствии с указанными в ПДД нюансами. В дорожных правилах отмечено, когда именно допустимо включать противотуманки, а когда лучше воздержаться от их использования, рассмотрим эти положения.
В правилах дорожного движения отсутствуют конкретные запреты на применение противотуманок, но не прописывается и обязательных ситуаций, когда их непременно следует включать. ПДД только отмечает, при каких условиях противотуманные огни могут быть включены водителем.
Об использовании противотуманных фонарей присутствует более определенная информация в разделе 19 правил, где прописано, что ПТФ разрешается включать во время осадков в виде снегопада или проливного дождя, а также при недостаточной видимости по причине наличия густого тумана.
Можно их использовать в сумерках, и в ночное время, когда данные фары задействуют наряду с ближними или дальними фонарями. Когда на улице светло, «противотуманки» разрешено включить вместо ближних огней, чтобы обозначить присутствие авто (п.19.
5), не исключается использование противотуманок вместе с габаритами в случае остановки в ночной период времени на недостаточно освещенном участке дороги.
Если страж порядка выписал штраф за неверное применение противотуманных фонарей, постановление можно обжаловать, руководствуясь тем, что обязательных требований к использованию «противотуманками» в правилах не прописывается. Кроме того, на многих автомашинах таких фар нет вовсе, поскольку они не являются обязательными к установке.
В правилах отсутствуют четко прописанные ограничения и разрешения для пользования противотуманными фарами.
Поэтому в данном случае можно придерживаться правила исключения: «то, что напрямую не разрешается к применению, то запрещается».
Это значит, что ночью на освещенных участках пути и в светлое время суток вместе с дальним и ближним светом, противотуманки включать не нужно. Также их нельзя использовать взамен фар ближнего и дальнего света.
https://www.youtube.com/watch?v=9bPW8EjtLmg\u0026pp=ygVn0JrQvtCz0LTQsCDQvNC-0LbQvdC-INC4INC30LDQv9GA0LXRidC10L3QviDQstC60LvRjtGH0LDRgtGMINC30LDQtNC90LjQtSDQv9GA0L7RgtC40LLQvtGC0YPQvNCw0L3QutC4Pw%3D%3D
Передние противотуманные фары могут быть определенных цветов, а именно: светить желтым, белым или оранжевым светом. При этом сзади авто разрешается поставить еще и красные огни.
Стоит отметить, что для задних ПТФ предписывается более определенный запрет (п.19.
7), их можно включать только при условии недостаточной видимости на расстоянии трехсот метров во время сумерек, при осадках или тумане, при этом для прочих целей эти фонари не используются.
Если автовладелец задумал установить на свой транспорт противотуманки, тогда как заводом-изготовителем они не предусмотрены, то это уже внесение изменений в конструкцию транспортного средства, а значит на такие манипуляции предварительно нужно получить разрешение в Госавтоинспекции. А вот демонтировать уже имеющиеся в конструкции авто противотуманки запрещено.
Почему и когда нельзя использовать задние противотуманные фонари?
Порой на дороге можно машину с включенными яркими противотуманками в хорошую погоду. Это доставляет серьезный дискомфорт тем, кто едет сзади. Приходится щуриться и гадать, что же на уме у этого автомобилиста.
Казалось бы, использование этих огней строго регламентировано правилами. Давайте вспомним, когда же их стоит включать, а когда необходимо воздержаться от использования.
В действующих правилах дорожного движения есть пункт 19.7, в котором говорится, что задние противотуманные огни нужно включать в условиях плохой видимости. Делается это для того, чтобы другим участникам движения было видно ваш автомобиль. Также подключать эти огни к задним стоп-сигналам запрещено.
Объяснение довольно четкое и ясное. Чтобы было еще понятнее, давайте обратимся к термину «недостаточная видимость». Вполне возможно, что его точное значение незнакомо тем водителям, которые часто включают противотуманки ни к месту.
Недостаточная видимость представляет собой ситуацию, когда с расстояния 300 метров в условиях сумерек, тумана, дождя и других погодных условий авто плохо различимо. Как правило, рассчитывается это расстояние на глаз.
Многие советуют ориентировать по столбам линии электропередач. Однако, это не всегда правильно. Не стоит забывать, что расстояние между ними может быть разным в зависимости от мощности пролеты могут быть разными по длине.
Поэтому лучше прикинуть расстояние самому, пусть и с небольшой погрешностью.
Запрещено включение этих огней в другое время не просто так. У этого есть вполне понятные причины. Во-первых, они банально слепят водителей транспортных средств, едущих позади. А это прямой путь к возникновению аварийной ситуации.
Во-вторых, не стоит забывать о таком феномене, как замыливание взгляда. Если водитель долго будет смотреть на какой-либо раздражитель, то чувствительность притупится. Почему это важно? Потому что снижается восприимчивость красных огней, таких же, какие сигнализируют об остановке автомобиля. Поэтому не стоит удивляться, что едущая сзади машина не успела вовремя затормозить и произошло ДТП.
Фото с интернет-ресурсов
Виктория Рафальсон #пдд
Все тест-драйвы
Можно ли использовать задние противотуманные фонари. Эксперт все объяснил :
Можно ли использовать задние противотуманные фонари на дороге, Autonews.ru рассказал адвокат бюро адвокатов «Де-юре» Семен Гараян.
- Можно ли использовать
- Как регламентируется
- Штрафы
Можно ли использовать задние противотуманные фонари в России?
Да. Согласно п. 19.
3 Правил дорожного движения при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Следовательно, использование задних противотуманных фонарей допускается в России. Эти фонари предназначены для улучшения видимости задней части автомобиля в плохих погодных условиях, таких как туман, дождь, снегопад или пыльная дорога. Они помогают другим водителям увидеть ваш автомобиль заранее и избежать столкновения.
Shutterstock
Как должно регламентироваться использование задних противотуманных фонарей?
В ПДД запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам, а также использование любого цвета фонарей, кроме красного. Задние противотуманные фонари должны излучать свет в постоянном режиме, запрещается работа в мигающем или проблесковом режимах.
Если имеется только один задний противотуманный фонарь, то он должен находиться с левой стороны от средней продольной плоскости транспортного средства по отношению к направлению движения либо на этой плоскости.
Также установлены ограничения по высоте над опорной поверхностью: минимум 25 см, максимум 100 см.
Shutterstock
Существуют ли штрафы за установку задних противотуманных фонарей?
Несоблюдение правил использования задних противотуманных фонарей может привести к наложению штрафа, предусмотренного ст. 12.20 КоАП (Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки).
За использование противотуманных фонарей в ненадлежащих условиях или при отсутствии необходимости в их использовании может быть наложен штраф в размере 500 руб.
Кроме того, установка нестандартных задних противотуманных фонарей на автомобиль может также привести к наложению штрафа. Согласно ПДД любые изменения в конструкции и светотехнике автомобиля должны соответствовать установленным требованиям и нормам, иначе владельцы транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности по ст. 12.5 КоАП.
Ранее Autonews.ru рассказывал о том, какие виды моторного масла угорают в двигателе меньше всего и какие виды масла лучше всего выбирать.
Как пользоваться световыми приборами автомобиля
Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Отдел ГИБДД по городу Брянску разъясняет, что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге.
Дальний свет
Дальний свет включаем в тёмное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях. При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.
- Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:
- — при встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);
- — при встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;
- — во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;
- — в населённых пунктах, если дорога освещена.
Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.
Ближний свет фар, как и дальний, включаем ночью, в туннелях и при недостаточной видимости. Днем включаем ближний или ДХО (пункт 19.5 ПДД).
Кроме этого, пунктом 19.3 установлена возможность использования ближнего света при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости. В этом случае ближний свет используется как дополнение к габаритным огням.
Противотуманки
Противотуманки можно использовать в условиях недостаточной видимости, а также в ночное время на неосвещенных участках вместе с дальним или ближним светом фар. Передние противотуманные фары, кроме того, можно использовать и самостоятельно (вместо ближнего света или ДХО) при движении в светлое время суток (пункт 19.4 ПДД).
Стоит отметить, что ПДД разрешают использовать задние противотуманные фары исключительно в условиях недостаточной видимости.
Обращаем внимание, что сам термин «недостаточная видимость» (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) подразумевает лишь ухудшение видимости в связи с погодными условиями.
Ни извилистая дорога, ни растущие вдоль обочины деревья (ограничивающие обзор и видимость), ни здания и сооружения к недостаточной видимости никакого отношения не имеют.
Не забудьте еще, что ПДД запрещают совмещать задние противотуманки со стоп-сигналами.
Спорные моменты
Давайте рассмотрим типичные случаи, когда водителя могут обвинить в нарушении правил пользования световыми приборами. В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).
Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.
В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.
4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля. К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний.
С ДХО по тоннелю ехать нельзя.
Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.
Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один — темное время и освещенная дорога.
Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.
Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье — часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же — предупреждение или штраф 500 рублей).
Когда нужно включать ближний свет фар и другие автомобильные лампы – Автосервис, запчасти, шины – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Не только днем, но и ночью на дорогах можно встретить немало автомобилей с погашенными фарами. Водители либо не знают правил пользования световыми приборами, либо грубо их нарушают.
В ПДД четко и коротко разъяснено, когда и как включать фары. Ориентируясь на официальные документы, давайте разберемся в нюансах, а именно — в каких случаях нужно включать ближний свет, габаритные огни, потивотуманки и другие лампы.
Дневные ходовые огни
В 2010 году российское правительство приняло постановление, которое обязало водителей включать ближний свет или дневные ходовые огни (ДХО). После этого автопроизводители начали ставить на все машины, предназначенные для эксплуатации в России, дневные ходовые огни. Для удобства они часто автоматически включаются при запуске двигателя.
https://www.youtube.com/watch?v=9bPW8EjtLmg\u0026pp=YAHIAQE%3D
Если обратиться к ПДД, они уточняют: ДХО необходимо включать в дневное время. При этом вместо них можно пользоваться ближним светом фар. В свою очередь, в темное время суток включать дневные ходовые огни нельзя. Собственно, и толку от них ночью будет мало.
Ближний свет фар
Как уже отмечалось выше, лампы ближнего света можно использовать как альтернативу ДХО. Кроме того, ПДД говорят, что ближний свет необходимо включать при движении ночью, в условиях плохой видимости, а также в тоннелях.
Характерно, что запрета на использование ближнего света не существует – то есть ездить с ним можно всегда — хоть ночью, хоть при свете дня.
Можно задаться вопросом: зачем вообще водителей обязали использовать ДХО или ближний свет? Дело в том, что скорости движения машин стали существенно выше, чем раньше. Поток сейчас едет часто 100-120 км/ч. Соответственно, для безопасных маневров понадобится значительно большее расстояние.
Если вам нужно идти на обгон, то «встречку» хорошо бы видеть минимум за полкилометра. А в этом случае габаритные огни встречного автомобиля не помогут – нужно что-то посерьезнее.
Именно при включенном ближнем свете ламп или ДХО водители лучше видят другие транспортные средства на большом расстоянии.
Дальний свет
Когда нужно использовать дальний свет — обычно подсказывает логика. То есть если видимость низкая, самое время для этих световых приборов. С другой стороны, здесь есть много нюансов и ограничений, на которые следует обратить внимание.
Водители обычно знают, что дальний свет можно использовать в темное время суток и в качестве сигнала. Вместе с тем его разрешено включать и при плохой видимости. Например, в дождь или пургу.
Важно помнить, что правила дорожного движения обязывают выключать дальний свет в городах и в пределах других населенных пунктов. Также он неуместен при встречных разъездах и вообще при малейшей возможности ослепить других автолюбителей. Конечно, без «дальнего» нужно обходиться днем.
Мало кто в курсе или помнит интересную деталь: правила сообщают, что моргать фарами дальнего света можно исключительно в качестве предупреждения об обгоне. Использовать его иначе – чтобы такими сигналами кого-то поторопить или пропустить – запрещено.
Противотуманки
Многие водители, даже если их авто оснащены противотуманными фарами, используют их очень редко. Бытует мнение, что их нужно включать именно во время тумана, но это заблуждение.
Согласно ПДД, противотуманные фары можно включать: в случае плохой видимости с дальним или ближним светом; ночью при плохом освещении дорог с дальним или ближним светом фар; в качестве альтернативы ближнего света фар или ДХО.
Тут нужно отметить, что, помимо противотуманных фар, используются и противотуманные фонари. Эти приборы нельзя путать – они существуют для разных целей. Согласно ПДД, задние противотуманные фонари следует включать в условиях недостаточной видимости.
Габаритные огни
Что касается габаритных огней, то их нужно включать ночью во время остановок на темных дорогах. Также они будут к месту на стоянках в условиях плохой видимости – например, во время ливня. Помимо прочего, «габаритки» должны быть включены на буксируемых автомобилях при недостаточной видимости, а также в тоннелях.
Их функция – визуально обозначать габариты транспортных средств. Кстати, многие водители путают габаритные огни с ДХО. Однако «габаритки» альтернативой ДХО быть не могут. При дневном свете их банально плохо видно.
Специалисты о правильном использовании фар
Самое время дать слово экспертам, которые расскажут о некоторых деталях использования фар ночью и при свете дня.
«Дальний свет необходимо применять в темное время суток. Обратите особое внимание на леса. Как правило, именно там появляются дикие животные. Во время миграции они могут оказаться на дороге, — никто от такой ситуации не застрахован. А чтобы их вовремя увидеть, как раз следует пользоваться фарами дальнего света.
При этом важно помнить, что при включенном дальнем свете можно помешать другим водителям. И не только встречного потока. Например, не следует слепить попутные машины, обгоняющие вас.
Салонное зеркало сильно отражает лучи, поэтому, если ваше авто обгоняют, дальний свет лучше выключить», — отмечают инструкторы компании «Автонакат».
«К сожалению, на дорогах все чаще можно встретить автомобили без ближнего света. Нарушителей стало больше. А ведь если включены фары ближнего света, машина становится хорошо различима для водителей. И вероятность ДТП в этом случае меньше. В чем причина нарушений? Это связано с неразберихой в ПДД. Водители путают ДХО с фарами габаритов», — рассказали о проблеме авторы канала «Движение».
Штрафы
Насколько вас оштрафуют, если вы, к примеру, забудете включить в светлое время суток ДХО и ближний свет? Такое нарушение карается не строго. В худшем случае вам выпишут штраф в 500 рублей. Но можно отделаться и предупреждением.
https://www.youtube.com/watch?v=7HvimrvWGTQ\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Штраф грозит и в том случае, если лампы функционируют «частично». Проще говоря, за то, что вы двигаетесь с одной фарой, либо они в грязи или сильно разбиты.
Обычно сотрудники ДПС не обращают внимания на подобные нарушения. Инспекторы, если и появляются на дороге, интересуются более «хлебными» нарушениями типа пьянки за рулем или выезда на «встречку».
Вместе с тем нужно понимать, что правила пользования световым оборудованием авто придумали не просто так. От фар и их исправности зависит безопасность водителей и пассажиров.
Когда нужно включать задний противотуманный фонарь? Его эффективность и правила применения
Подобный тип источника света входит в общую систему освещения автомобиля. Светотехника предназначена для более интенсивного освещения автодороги ночью, а также в непогоду, когда видимая дистанция недостаточна для безопасного передвижения. К этой системе относятся:
- Приборы головного света, задние огни и стоп-сигналы.
- Освещение автосалона, подсветка бардачка, багажного отделения.
- Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
- Подсветка регистрационных знаков и приборов информационной панели управления.
Принцип работы противотуманных фар абсолютно на всех автомобилях
Интересный факт: принципы работы противотуманных фар зависят от того, какой автомобиль и законно он пребывает на территории РФ. Так ввезенные машины, которые соответствуют всем нормам Технического регламента ТС, не могут функционировать на отечественных дорогах без одновременного включения ПТФ и заднего света. Такая норма прописана в регламенте.
Но если автомобиль уже устарел или ввезен в страну не законно, то такая норма не выполнима. И тогда автомобилисту придется заплатить штраф.
Виды противотуманок
По ПДД применение противотуманных фар разрешено официально, многие производители оснащают противотуманками выпускаемые авто на заводе. Но также выпускается множество универсальных видов сторонними компаниями. По типу бывают:
- Передние противотуманные фары;
- Задние противотуманные фонари.
По конструктивным особенностям различаются по источнику применяемого света. Распространенные виды противотуманных фар:
За сколько метров до пешеходного перехода разрешена парковка
- Галогенные. Относительно недорогие источники света, востребованные среди автолюбителей. К недостаткам можно отнести короткий срок службы ламп. При интенсивной эксплуатации требуют частой замены;
- Ксеноновые. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Достаточно долго работают. Цена довольно высокая;
- Светодиодные противотуманки. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым лучом. Имеют продолжительный срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуют достаточно хорошей вентиляции.
Как избежать лишения прав и штрафа
Если обычные фары были заменены на светодиодные и водитель убежден, что свет не изменился, можно продолжать передвигаться на авто.
Внимание!
В этом случае придется зафиксировать в ГИБДД изменения в конструкцию автомашины. При этом нужно подтвердить, что остальные участники ПДД не пострадают от таких новшеств.
Если вы не успели зарегистрировать изменения в конструкции ТС и вас остановили, сотрудники ДПС могут наказать за такое нарушение.
Несмотря на то что по нормативным документам понятия «светодиодные лампы» не существует, ограничения на применение led-ламп прописаны в ст. 12.5 ч. 3 КоАП.
Речь идет о несоответствии требованиям конструкции авто на предмет количества, типа, цвета, расположения и режима работы внешних световых приборов, ссылаясь на п. 3.1. ПДД РФ.
Как определить предел видимости?
Использование противотуманных фар ПДД строго регламентировано. Плохая видимость дорожного полотна — это когда обзор до впереди идущей машины менее 300 метров в обстановке сумерек, а также в ситуации, когда льет дождь, стоит туман или интенсивно идет снегопад.
Как определить на глаз в непогоду, что видимость ограничена? Необходимо сосчитать опоры линии электропередач, которые установлены вдоль автодороги. Если видно менее 6 штук, то обзор затруднен и составляет менее 300 метров. Расстояние между столбами равно пятидесяти метрам.
В таких условиях необходимо снизить скорость автомобиля и быть предельно внимательным.
Определенные условия
Правда и здесь не все так просто. Например, тот же задний и главный центр субъекты могут использовать при определенных условиях:
- Когда видимость ограничена погодными условиями, и дальше, чем 300 метров ничего не видно. В таком случае включаются ПТФ, но обязательно должен быть включен дальний или ближний свет;
- Аналогичная рекомендация актуальна при передвижении в тоннеле;
- Если водитель решит остановиться в темном месте в ночное время, то он должен применять еще и габаритные огни. Иначе использовать только ПТФ нельзя.
Когда используются противотуманки?
Согласно норме № 19.4 ПДД, противотуманные фары передние предназначены для дополнительной подсветки проезжей части ночью или когда наступают сумерки совместно с устройствами головного света.
Использование разрешено на неосвещенных участках или в условиях ограниченной видимости вызванной погодными явлениями. А также как ходовые огни, взамен ближнего света, согласно пункту № 19.5, днем. Подробное разъяснение ПДД и ГОСТ можно прочесть в этой статье: https://businessman.ru/new-dnevnoj-xodovoj-ogon-razyasnenie-gost-i-pdd.html. В отношении работы фонарей, находящихся сзади, действуют отдельные нормы. Когда включать по ПДД противотуманные фары, установленные в корме автомобиля? Задние противотуманки предназначены только для дополнительного обозначения автомобиля в обстановке плохой видимости: тумана, снегопада, сильного ливня и прочего. Включение в обычной ситуации запрещается.
Установка
Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
- Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
- Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
- Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
- Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
- Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
- Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.
Точное место установки правила не регламентируют.
Способы подключения противотуманных фар
Подключение противотуманных фар может быть выполнено несколькими способами. Самое простое и надежное – подключение к уже имеющейся, предназначенной для питания ПТФ, проводке автомобиля.
В этом случае заводская электрическая схема уже содержит все необходимые элементы (подводящие провода, разъемы для подсоединения, реле, предохранитель, выключатель) – остается только установить фары и подключить их к имеющимся разъемам.
Этот способ реализуется только на автомашинах полной комплектации, когда покупают новые ПТФ для замены установленных или чтобы доукомплектовать транспортное средство. При приобретении фар следует убедиться, что они подходят к модели авто, как по штекерному соединению, так и по монтажным параметрам.
https://www.youtube.com/watch?v=76a3AtiC8V8\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Если у автомашины отсутствует электрическая цепь для подключения ПТФ, то ее придется прокладывать самостоятельно. Для этого потребуются медные провода в изоляции, выключатель, реле, предохранитель и сами фары.
Частая ошибка – выполнение подключения ПТФ к габаритным огням. Провода и выключатель этих приборов не рассчитаны на потребляемый фарами ток!
Предохранитель в цепи питания ПТФ не роскошь. Это устройство спасет от возможного пожара в случае возникновения короткого замыкания проводки. Его номинал рассчитывают исходя из мощности фар. Если лампы в них, к примеру, на 60 Вт, то расчет тока в питающей цепи для двух ПТФ следующий.
60 Вт * 2 / 12 В = 10 А.
Предохранитель всегда выбирают с небольшим запасом – в данном случае требуется на 15 А.
Задние противотуманные фонари
Запрещается подключение задних противотуманных фонарей совместно со стоп-сигналами. Также не разрешено включать задние противотуманки, если общая видимость равна или выше 300 метров. Такие ограничения имеют объективные причины.
Яркость, которую имеют задние противотуманные источники света, максимальная из всех огней, присутствующих в кормовой части автомашины. Они даже ярче стоп-сигналов. При достаточной видимости в нормальных погодных условиях вызывают ослепление водителей позади идущих авто.
Также категорически недопустимо совмещать кнопки включения, отключения передних и задних противотуманных фар.
Допускается ли включение ПТФ в дневное время?
Теоретически, каждый водитель может включить ПТФ в любое время дня вне зависимости от погодных условий. Нигде нет прямого запрета, указывающего на это.
Но есть еще ПДД, которые рекомендуют:
- В дневное время суток, когда светло, включать только одни фары – или дневные ходовые, или ближнего света;
- ПТФ могут быть включены, но при условии, что они используются как ближний угловой свет.
Из этого можно сделать простой вывод – использовать одновременно все нельзя. Водитель обязан использовать дальний или ближний свет, но он может его также заменить и на противотуманные фары.
Дополнительные светодиодные фонари
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света.
Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима.
Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Если просто взять и заменить галогеновые лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя работает правильно только с предназначенной для нее лампой) хорошего эффекта почти не получится. Фары, конечно, будут излучать больше света, но формирование пучка будет неправильным. Желаемого результата без замены самих фар достичь не удастся, кроме ослепления встречных водителей авто.
Все те же правила распространяются и на противотуманки со светодиодами. Установка не предусмотренных заводом-изготовителем противотуманных фар по ПДД (статья № 12 пункт № 5) предусматривает наказание.
Эксплуатация автомобиля со световыми приборами, не предназначенными для конкретной модели, незаконна.
Приведет к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией источников света.
Фотографии предоставлены интернет-агентством «ДримТрейд»
Украшение
Световой тюнинг – дело тонкое Чего только не придумано для различного светового украшения автомобиля – ленты светодиодов, подсветки всего чего только можно, переливающиеся диски, светящиеся логотипы… Список можно продолжать очень долго.
Как закон реагирует на все эти элементы декора? Естественно, все возможные варианты не прописаны в документах, есть лишь общие требования, которым все «навороты» должны соответствовать. Глобальных требований два: 1. Не мешать работе штатных осветительных приборов. 2.
Не провоцировать негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажения образа транспортного средства и т.д.
Второй пункт, конечно, расплывчат, но, в целом, его можно описать так – чтобы по световым приборам можно было определить границы автомобиля, а также направление его движения (посему красные источники света и нельзя устанавливать на переднюю часть).
Обычно под запрет попадает все, что светит вперед или назад (например, подсветка рамки номера или логотипа компании) – легко ослепить других водителей, да и цвет часто не соответствует требованиям, а вот другие виды (например, подсветка днища, дверей или дисков) обычно можно устанавливать, но, конечно, проконтролировав что они не мешают другим водителям. Кроме того, нужно обязательно зарегистрировать переделку – процедуру мы уже описали чуть выше.
В целом, тюнинг светотехники трудная задача. Нужно уложиться в скромные рамки разрешенного, а потом еще долго и муторно регистрировать переделку.
Недаром на большинстве форумов советуют – если хочешь, чтобы на твоем автомобиле были ДХО или туманки, покупай сразу нужную модификацию с завода, проблем не будет.
Ну а тем, кто хочет украсить свой автомобиль, придется пройти тернистый путь. Зато все будет законно. [vote_83]