Попали в ДТП со страховкой на старого хозяина – что делать?
Автомобиль, на котором вы передвигаетесь только по договору купли-продажи – это всегда повышенный риск. В том числе при аварии.
Но здесь у нас для вас хорошие новости, если вы потерпевший участник такого происшествия – все правила работают также, как если бы авто было оформлено в ГИБДД. А вот если виновник, то последствия могут грозить уже более печальные.
Но давайте по порядку разберём ситуацию, когда владелец транспортного средства попал в ДТП, передвигаясь по ДКП, так как недавно купил машину и не успел её оформить. Все данные в этой статье актуальны на 2023 год.
Будет ли что-то грозить бывшему хозяину авто?
Нет. Говоря по-простому – предыдущий владелец данного автомобиля является именно предыдущим.
Никаких прав и обязанностей в отношении отчуждённого имущества у него нет, потому как он передал право собственности вам как новому собственнику, получив за это деньги (или что-то другое – например, при договоре мены).
Не будет ответственности ни за вред имуществу, ни если в происшествии оказались пострадавшие или даже погибшие люди.
В данном случае законодательство 2023 года оперирует термином «собственник». У него вся ответственность, права и обязанности в отношении конкретного имущества. В свою очередь, право собственности старый владелец машины вам в момент подписания договора купли-продажи (далее – «ДКП»). Так гласит часть 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ.
То есть бывший хозяин машины ни за что не ответственен:
- никакого наказания ему не грозит за передачу управления попавшему в ДТП на неоформленном автомобиле,
- равно как и не будет штрафа непосредственно за ваше нарушение ПДД, которое привело к аварии,
- обязанность по возмещению вреда, если вы стали виновником происшествия, передвигаясь по ДКП – пусть даже просроченному – у прежнего владельца также не возникает.
Таким образом, после подписания ДКП право собственности переходит покупателю машины.
И уже вне зависимости от иных нарушений в виде пропусков сроков постановки автомобиля на учёт ГИБДД, просрочки договора и других новый владелец отвечает за все последствия использования транспортного средства.
Если быть точнее, передача ответственности происходит при подписании акта приёма-передачи авто, если этот документ был в составе договора купли-продажи. Если не был, то на основании даты и времени в ДКП (часть 2 статьи 223 ГК РФ).
Впрочем, к бывшему собственнику могут приехать из полиции, если, к примеру, новоявленный владелец покинет место ДТП. Но здесь дело за малым – показать экземпляр ДКП о переходе права собственности.
Что нужно делать в первую очередь, если попали в ДТП на неоформленной машине?
Здесь порядок действий ничем не отличается от обычного происшествия: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку», вызвать полицию.
Однако, здесь для вас как владельца автомобиля, который ещё не оформлен в ГИБДД, может ключевую роль сыграть невиновность в ДТП, если на первый взгляд оно выглядит спорным. Поэтому нужно сразу запастись доказательствами:
- сохранить запись с видеорегистратора при его наличии,
- общаться со вторым участником и сотрудниками ГИБДД только под видеосъёмку или хотя бы аудиозапись,
- осмотреться или пройтись в округе в ожидании полиции в поисках камер наружного наблюдения – если найдёте таковые, попросите сразу их хозяина сохранить запись, а затем ходатайствуйте в документах от ДПС о запросе видеозаписей и приобщении их к делу.
Какие документы понадобятся?
Непосредственно на месте оформления ДТП, произошедшего с участием машины, которая не оформлена в ГАИ, вам нужно будет предъявить только те документы, которые прописаны в пункте 2.1.1 ПДД, в случае их наличия:
- свидетельство о регистрации (если машину вы не переоформили, то нужно предъявить СТС, которое вам передал бывший владелец; если автомобиль новый с салона, то этот документ вообще не понадобится
- ваше водительское удостоверение,
- действующий полис ОСАГО (вы всё ещё можете ездить первые 10 дней после покупки без договора страхования, но это может вылиться вам в плохие последствия).
А вот договор купли-продажи и ПТС как подтверждение того, что именно вы новый собственник не оформленного авто, на месте ДТП вам не понадобятся. Хотя, на практике 2023 года их нередко требуют инспекторы как доказательство того, что вы не просрочили обязанность по постановке автомобиля на учёт на себя.
Зато эти бумаги могут быть необходимы далее для получения страхового возмещения по ОСАГО, если вас признают потерпевшей стороной, а также для суда. Поэтому позаботьтесь заранее об их сохранности.
Что будет, если ДКП просроченный?
Разумеется, автоматически виновником ДТП это вас не сделает.
Но здесь следует уяснить одну важную законодательную тонкость – договор просроченным быть не может, это не кефир. Законом установлен срок 10 дней для перерегистрации автомобиля на вас как нового собственника. И просроченным тут может быть только этот период.
И за данное нарушение может грозить целых 2 наказания:
- штраф 500-800 рублей налагается конкретно за езду с просроченным ДКП на непереоформленной машине по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ,
- если вы уже ранее в течение приблизительно года привлекались по указанной выше норме, то за повторное нарушение будет уже лишение прав на 1-3 месяца либо штраф возрастёт до 5 000 рублей (часть 1.1 этой же статьи),
- и есть ещё один штраф ГИБДД – 1 500 – 2 000 рублей за сам факт просрочки регистрации (то есть вне зависимости от факта управления такой машиной) по части 1 статьи 19.22 КоАП.
Ещё раз напомним, что «просроченный» ДКП никак не может стать ни подспорьем в определении вашей виновности в ДТП, ни отягчающим фактором при другом нарушении ПДД, которое непосредственно к этой аварии привело.
Я потерпевшая сторона – что мне грозит за такое ДТП в 2023 году?
Ровным счётом ничего, если не прошло 10 дней с даты заключения договора купли-продажи либо если сотрудники ГИБДД не узнают о том, что прошло. Иначе будет по меньшей мере один из вышеперечисленных штрафов.
И это всё, ничего более за ДТП на неоформленной машине вам в 2023 году не грозит.
Будет ли отказ в выплате по ОСАГО, если я езжу по ДКП?
Нет. Дело в том, что по ОСАГО страховой случай наступает в момент возникновения ответственности водителя транспортного средства. А если виновным признали второго участника ДТП, то нужно, чтобы его автогражданская ответственность была застрахована – то есть у него был действующий полис ОСАГО.
В вашем случае в зависимости от наличия полиса могут быть только 2 варианта:
- если вы ездите по ДКП и не оформили автомобиль в ГИБДД на себя, попав в ДТП, а также ещё не приобрели страховку ОСАГО, то вам нужно будет обращаться в страховую компанию виновника ДТП,
- если же вы успели заключить договор ОСАГО, то сможете обратиться к своему страховщику, если соблюдены иные условия для этой возможности.
Впрочем, в очень редких случаях страховщики считают иначе – якобы, если вы не переоформили машину на себя в ГИБДД, то и выплата положена не вам, а прежнему собственнику.
И доля логики в отказе в страховом возмещении тут есть – ведь в списке обязательных документов для его получения при предъявлении страховой компании отсутствует и ДКП, и ПТС, где могла бы быть запись о переходе права собственности.
То есть страховщик в принципе не может убедиться в том, что вы являетесь выгодоприобретателем, то есть именно вам должна быть произведена эта выплата по ОСАГО.
Ну и пусть считает так! Конечно, вы можете показать страховщику ваш экземпляр договора и/или ПТС, чтобы тот убедился. Но это будет акт вашей доброй воли, но никак не условие для получения возмещения и, тем более, не обязанность.
Судебная практика Верховного суда РФ
В подтверждение вышеописанного ещё раз приведём некоторые официальные пункты законодательства 2023 года.
- Согласно ФЗ Об ОСАГО, страховое возмещение производится потерпевшему, то есть лицу, имуществу на праве собственности которого, в том числе при использовании другим лицом, причинён вред (то есть вашим не оформленным автомобилем мог управлять и другой человек, попав в ДТП).
- Согласно ГК РФ, право собственности приобретается заключением ДКП.
- Статья 223 указывает, что момент перехода такого права случается при подписании договора (или акта приёма-передачи машины).
Однако, страховщики нередко ссылаются на пункт 2 статьи 223, которая говорит о том, что если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то и до постановки на учёт в ГИБДД автомобиль всё ещё принадлежит прежнему владельцу. И это в корне неверно!
Дело в том, что в указанной норме законе говорится не о регистрации транспортного средства, а именно о регистрации отчуждения права собственности. Сюда подпадает, к примеру, недвижимость, сделки по которой нужно заверять в госучреждении. Договор купли-продажи же такой регистрации не подлежит, поэтому собственность появляется у вас именно в момент подписания ДКП.
Такое положение дел подтверждает и Верховный суд, который в своём Определении №41-КГ16-25 указал буквально следующее:
При этом, регистрация транспортных средств носит учётный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Таким образом, именно вы являетесь выгодоприобретателем по ОСАГО – то есть вам положена страховая выплата, если есть договор купли-продажи автомобиля вам, и вне зависимости от того, успели вы оформить машину в ГИБДД или нет на момент попадания в ДТП.
Я виновник – какие последствия, если автомобиль не переоформлен, в 2023 году?
Пункт 2 статьи 4 закона Об ОСАГО даёт тот же срок 10 дней для покупки полиса при приобретении автомобиля, но до регистрации в ГИБДД. Следовательно, всё зависит от того, была ли у вас страховка на дату ДТП:
Если страховка только от предыдущего владельца?
К сожалению, она не работает, так как конкретно риск вашей ответственности не застрахован – только риск прежнего владельца.
Однако, некоторые автовладельцы прибегают к незаконным методам – например, если просто никому не говорить о наличии ДКП и, соответственно, переходе права собственности, и предварительно договорившись об этом с продавцом автомобиля, то полис ОСАГО может быть действующим – просто вы управляли автомобилем как водитель. Но здесь нужно быть внимательным – договор ОСАГО должен быть неограниченным, либо вы должны быть в него вписаны как допущенный водитель, иначе от этого мало что меняется: страховщик выплатит всё потерпевшему, но вам предъявит регресс на всю эту сумму.
Ещё один способ мог бы быть рабочим – договориться со вторым участником ДТП оформить его через несколько дней, и за это время приобрести страховку.
Однако, имейте в виду, что это мошенническая схема, а в ряде случаев полис ОСАГО начнёт действовать не ранее, чем через 3 дня со дня покупки (в случае с электронным полисом всегда).
А для приобретения страховки личным посещением офиса страховщика вашу машину сфотографируют на предмет наличия повреждения от старых ДТП. А у вас эти повреждения уже будут.
Будет ли действовать полис ОСАГО при смене собственника авто и кому принадлежат замененные запчасти после ремонта. Верховный суд готовит разъяснения по ОСАГО
Этот проект должен заменить собой действующее постановление, которое было принято еще в 2017 году.
Как пояснил судья Андрей Марьин, представляя документ, с тех пор в закон об ОСАГО 19 раз вносились изменения и дополнения, восемь раз менялись правила автогражданки.
Кроме того, появился институт финансового уполномоченного, который рассматривает споры со страховщиками. Так что новое постановление давно назрело.
В документе подчеркивается, что страховщик должен направить автомобиль на ремонт. Замена ремонта выплатой недопустима, кроме специально прописанных в законе ситуаций.
Напомним, что для станций техобслуживания существуют правила, по которым они выбираются. В них учитывается их удаленность от места ДТП или места жительства автовладельца. Право выбора места — за пострадавшим.
Впрочем, в одной ситуации возможно заменить ремонт выплатой деньгами. В таком случае выплата производится с учетом износа автомобиля. Но это возможно только по соглашению сторон. И такое соглашение должно быть явным, а не двусмысленным. Любые споры толкуются в пользу пострадавшего.
В случае неисполнения возмещения вреда в натуре, то есть направлением на ремонт и его оплатой, страховщик должен будет возместить убытки по рыночной стоимости на момент вынесения соответствующего решения, без учета износа, но с учетом потери товарной стоимости.
При этом под полным объемом понимаются даже те случаи, когда выплата будет превышать лимит, установленный законом по ОСАГО. А он не такой уж и высокий по нынешним временам — всего 400 тысяч рублей. Кстати, именно этот пункт вызвал споры среди страховщиков.
По закону они не имеют права производить выплату деньгами без учета износа. Чтобы это стало возможным, необходимо менять закон.
В проекте также прописано, что при смене собственника автомобиля действие страховки на нового владельца не распространяется. Кроме случаев, когда новый собственник был вписан в полис прежнего хозяина машины. В такой ситуации необходимо только уведомить страховщика о смене владельца.
Сделано это для того, чтобы упростить жизнь и страховую историю тех, кто пользовался автомобилем с прицелом на то, чтобы его приобрести.
Среди важных положений проекта можно выделить разъяснение того, что нужно понимать под использованием транспортного средства.
Этот вопрос в отдельных ситуациях становится ключевым для понимания: распространяется ли на происшествие норма закона об ОСАГО и, следовательно, положены ли выплаты? Прокомментировал проект постановления председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Причинение вреда кому или чему-либо при открытии двери автомобиля или при работе разгрузочного механизма — не страховой случай по ОСАГО
— Как разъясняет пленум Верховного суда, применительно к закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях, в том числе во дворах, в жилых массивах, на стоянках, автозаправках, а также на других территориях, на которых имеется возможность проезда транспортного средства. Это значит, что на аварию во дворе дома или на парковке перед супермаркетом распространяется действие страхового полиса, — прокомментировал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
При этом вред, причиненный эксплуатацией оборудования, установленного на транспортном средстве, и непосредственно не связанный с участием транспортного средства в дорожном движении, не относится к страховым случаям в рамках закона об ОСАГО.
В качестве примера проект приводит происшествие в результате открытия двери припаркованного авто.
Или повреждения, нанесенные кому-то или чему-то опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле.
Впрочем, новое постановление по ОСАГО так и не было утверждено на заседании Пленума Верховного суда. Его отправили на доработку.
Что делать если попал в ДТП и виноват: надо ли платить страховой
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.
Я — виновник, у меня есть осаго
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Как будет действовать пострадавший
Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.
Что будет делать пострадавший:
- Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
- Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
- Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
- Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.
Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.
Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:
- максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
- максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.
Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.
Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.
Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.
Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.
Варианты развития событий после суда:
- Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
- Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.
Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.
В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.
Я — виновник дтп, мои действия при отсутствии осаго
Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.
https://www.youtube.com/watch?v=Du9LtQE7qfg\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.
Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.
Если в дело вступят приставы:
- первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
- далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
- если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
- если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.
Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.
А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.
Частые вопросы
Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего. Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей. Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы. Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью. Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью. За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года.
Собственник продал машину на словах, а теперь заплатит за чужое ДТП
Один мужчина в Новгородской области ехал на жигулях и врезался в Тойоту Камри.
Профиль автора
Когда стали разбираться, оказалось, что автомобиль принадлежал ему только на словах.
Владелец машины и этот мужчина договорились, что когда-нибудь в будущем заключат договор купли-продажи, а пока пусть покупатель ездит без документов: денег-то у него все равно нет, а машину хочется.
Собственник хотел себя обезопасить: вдруг переоформит машину, а денег не получит? Пусть уж лучше она по документам будет принадлежать ему.
Пострадавший водитель Тойоты Камри не стал долго разбираться и подал в суд на них обоих: и на водителя, который управлял автомобилем в момент аварии, и на собственника, ведь по документам автомобиль принадлежал именно ему.
Водитель Тойоты. Мужчина управлял жигулями на законном основании: автомобиль ему передали по договору купли-продажи, пусть и только устному. Он сам это подтвердил, когда сотрудники ГИБДД оформляли аварию.
Но так как договор не зарегистрировали в ГИБДД и переход права собственности на машину не оформили, то виноваты оба — и водитель, и собственник. Они должны отдать мне деньги за ремонт — 60 тысяч рублей.
Кто именно — без разницы, пусть между собой разбираются.
Собственник жигулей. В момент ДТП за рулем автомобиля был его новый владелец. Мы с ним договор купли-продажи не оформляли, потому что сейчас у него нет денег. На машине он ездит как бы в долг. Но мы все обговорили: как только появятся деньги, мы подпишем договор, я получу плату, а он зарегистрирует машину на себя.
Я даже специально сделал страховку на неограниченный круг лиц, чтобы, если что, водитель мог всем доказать, что находится за рулем законно. Никакая доверенность не нужна: ведь по закону об ОСАГО главное, чтобы тот, кто за рулем, был вписан в страховку. А то, что на момент ДТП страховка закончилась, — это проблемы водителя, это же теперь его машина, должен был думать.
Пусть он выплачивает эти деньги.
Водитель жигулей. Пожалуй, просто не пойду на судебные заседания. Пусть разбираются без меня.
Районный суд ????
Дело № 2-12/2016
За рулем машины, которая спровоцировала ДТП, был водитель, который якобы был ее новым собственником.
https://www.youtube.com/watch?v=B_tXGBawq8k\u0026pp=ygVs0J_QvtC_0LDQu9C4INCyINCU0KLQnyDRgdC-INGB0YLRgNCw0YXQvtCy0LrQvtC5INC90LAg0YHRgtCw0YDQvtCz0L4g0YXQvtC30Y_QuNC90LAg4oCTINGH0YLQviDQtNC10LvQsNGC0Yw_
Но при этом договора купли-продажи машины нет, акта приема-передачи нет, переход права собственности на этого человека не зарегистрирован, деньги в счет покупки машины он собственнику не передавал. Доверенность на право управления машиной у него тоже отсутствует. Получается, что за рулем в момент аварии находился вообще посторонний человек.
Возмещать ущерб будет тот, на кого записан автомобиль. Никаких других вариантов тут даже быть не может.
Собственник жигулей не согласился с таким решением суда. Он уже больше года не пользовался машиной и, конечно, не хотел платить 60 тысяч за эту аварию. Он подал апелляцию.
Апелляция ????
Дело № 2-12/16-33-844
Ни собственник, ни водитель автомобиля не отрицали тот факт, что между ними заключен устный договор и автомобиль принадлежит водителю. Когда они заключали этот договор, действовал полис ОСАГО, по которому управлять автомобилем мог неограниченный круг лиц.
То, что этот полис закончился, а у водителя не было ни действующего полиса, ни документов на машину, не говорит о том, что водитель был за рулем неправомерно. Собственник ничего не должен возмещать, это ошибка райсуда. Разъяснения, на которые они сослались, касаются случаев причинения вреда жизни и здоровью, а не материального ущерба.
Решение суда первой инстанции отменяем. Виноват водитель, который находился за рулем жигулей в момент ДТП. Он должен выплатить владельцу Тойоты 60 тысяч рублей как возмещение ущерба, а еще 14 тысяч — как компенсацию судебных расходов. А владелец Тойоты должен возместить предыдущему собственнику жигулей его расходы на судебного представителя, так как он тут вообще ни при чем.
Такое решение не устроило уже владельца Тойоты Камри. У водителя жигулей не было денег даже на покупку старой машины — как же он выплатит 60 тысяч? Так дело дошло до Верховного суда.
Верховный суд ????
Определение ВС № 84-КГ17-5
Апелляционный суд ошибся. Доказывать, что машина сменила владельца, должен собственник. Если не докажет — он и возмещает ущерб.
Первая инстанция установила собственника автомобиля, а мужчина, который был за рулем жигулей, транспортным средством только пользовался. Суд апелляционной инстанции это не опроверг. Значит, доказывать, что автомобиль был продан, должен именно собственник, указанный в документах.
Отменяем апелляционное определение и возвращаем его обратно. Переделывайте.
Апелляция ????????????
Дело № 2–12–33–2241
Ой, и правда. Значит, решение районного суда надо оставить в силе.
Получается, что вред причинил водитель, который управлял автомобилем, не являющимся его собственностью. При этом собственник машины не застраховал ее по ОСАГО. Значит, он самостоятельно должен возмещать вред, причиненный чужому имуществу его транспортным средством.
Да, собственник убеждал нас в том, что на момент ДТП автомобиль ему уже не принадлежал. Но он ничем не мог это обосновать и никаких доказательств не представил. Он говорит, что заключил договор купли-продажи автомобиля, — но это только слова, документов-то нет.
К тому же собственник передал право управления автомобилем третьему лицу без оформления каких-либо правомочий. С точки зрения закона владение транспортным средством должно основываться на юридическом, а не на фактическом владении.
Собственник не смог доказать переход права собственности на автомобиль к водителю, поэтому и возмещать ущерб будет сам — как законный владелец.
Оставляем в силе решение суда первой инстанции. Собственник жигулей возмещает владельцу Тойоты все расходы — как на ремонт, так и судебные. Всего 74 тысячи рублей.
Собственник хотел продать свой автомобиль, который, судя по всему, был ему не очень-то нужен, но не стал связываться с бумажками. Наверняка водитель и собственник были хорошо знакомы: ведь вряд ли кто-то отдаст постороннему человеку машину с условием заплатить за нее «когда-нибудь, когда деньги будут».
В результате виновник аварии как будто бы и ни при чем, а собственник автомобиля вместо дохода от продажи получил обязательство исполнить решение суда. Как он будет выяснять отношения с водителем — можно только догадываться.
Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах
Если решите просто так дать кому-нибудь покататься на вашем автомобиле, будьте готовы платить за все нарушения и тем более ДТП.
Не хотите платить за чужие ошибки — оформляйте хотя бы доверенность в простой письменной форме на управление автомобилем.
Владельцу машины в этой истории было бы достаточно оформить такую доверенность и включить своего приятеля в действующий страховой полис. Этим он точно подтвердил бы, что передал ему право на управление автомобилем.
Важно прописать в условиях договора цену и способ передачи денег от покупателя продавцу. Именно в этом пункте герой нашей истории — собственник жигулей — мог бы указать, что деньги покупатель передаст ему в течение, например, года.
Желательно составить акт приема-передачи автомобиля и написать расписку о получении денег. Но можно указать в тексте, что договор — это одновременно и акт, и расписка. После подписания договора и взаиморасчетов покупатель с договором должен в течение 10 суток прийти в ГИБДД и перерегистрировать машину на себя.
Вот как надо оформить продажу машины, чтобы не платить потом за нового владельца:
- Подписать договор купли-продажи.
- Передать автомобиль и получить деньги. Если у покупателя в настоящий момент нет денег и продавец на это согласен, можно составить долговую расписку.
- Через 10 дней зайти на сайт ГИБДД и убедиться, что новый собственник переоформил машину на себя.
Положена ли страховка, если столкнулись машины одного владельца — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов В ДТП попали два автомобиля одного собственника. Страховая решила, что виновник и потерпевший — одно лицо, поэтому отказалась ремонтировать поврежденную машину. С таким подходом согласились и три инстанции, но не Верховный суд. Экономколлегия обратила внимание, что водитель-виновник спровоцировал аварию, то есть причинил вред владельцу авто. В таком случае отказывать в возмещении нельзя, решил ВС.
У предпринимателя из Пензы Сергея Пузакова есть два большегруза — МАЗ и Scania, которые он застраховал в АО «Согаз». Водители перевозили грузы на этих машинах по разовым поручениям, трудовых отношений не было. 26 ноября 2020 года МАЗ и Scania столкнулись. Вину в ДТП признал Суксов, который находился за рулем МАЗа.
Так как в результате аварии пострадала Scania, Пузаков обратился в страховую, чтобы попросить о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО (то есть не ремонтировать машину, а выплатить деньги). Но ему отказали.
Фирма посчитала, что раз оба транспортных средства принадлежат одному лицу, то совпадают должник (тот, кто причинил вред) и кредитор (потерпевший). Предприниматель не согласился и, оценив повреждения, обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к «Согазу» на 400 000 руб. (дело № А49-2548/2021).
Но первая инстанция встала на сторону ответчика. Суд указал, что оба водителя выполняли устное поручение бизнесмена по доставке груза. При этом трудовых или гражданско-правовых отношений между ними не возникло. Значит, ДТП произошло с двумя автомобилями Пузакова.
То есть должник и кредитор совпадают — это и есть сам предприниматель, а согласно ст. 413 ГК в таком случае обязательства прекращаются. То есть страховой случай не наступил и «Согаз» не должен возмещать расходы на ремонт.
Страховой случай по договору ОСАГО — это причинение вреда третьим лицам, а не самому себе, подчеркнула первая инстанция.
Апелляция решила, что необходимо дополнительно исследовать доказательства по делу, и рассмотрела спор по правилам первой инстанции. Несмотря на это, суд пришел к такому же выводу и отказал предпринимателю. Эту позицию поддержала и кассация. Тогда собственник автомобилей пожаловался в Верховный суд.
Виновник и пострадавший — разные люди
Дело изучила тройка судей под председательством Марины Прониной. ВС не согласился с тем, что раз оба автомобиля принадлежат ИП, то он одновременно потерпевший и виновник аварии. Пузаков, как владелец поврежденной Scania, считается только пострадавшим.
В то время как должник — водитель Суксов, который и спровоцировал столкновение. При этом коллегия подчеркнула, что факт ДТП зафиксирован. И страховая признает, что в итоге имуществу истца причинен ущерб. А значит, и оснований для отказа в страховой выплате нет.
Иначе страховщик, который получил деньги при оформлении полиса и не выплатил страховку, незаконно обогатится, указал ВС.
А раз водитель вписан в полис ОСАГО, значит, использовал большегруз на законном основании и на него распространяется страховка. Следовательно, у «Согаза» есть потенциальное право регрессного требования к Суксову.
ВС отметил, что его позиция по делу Пузакова поддерживает выводы коллегии по гражданским делам 2017 года (дело № 66-КГ17-12).
В итоге СКЭС отменила акты апелляции и кассации, а спор вернула в Арбитражный суд Пензенской области.
ДТП Врезался в столб или съехал в кювет: оформляем ДТП с одним участником
Подобные совпадения, когда в аварию попадают авто одного собственника, не так редки, говорит Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права
Федеральный рейтинг.
Они случаются с ТС, которые принадлежат как физлицам, так и организациям.
Отказать в выплате страховки могут, когда причинитель вреда и пострадавший совпадают. В случае Пузакова, если бы он заключил с водителем трудовой договор, то это позволяло считать бизнесмена ответственным за причиненный вред. В остальных случаях отказ является необоснованным, считает Шебанова.
Определение Верховного суда будет выступать аргументом в пользу владельцев пострадавшего транспортного средства в аналогичных ситуациях.
ВС фактически указал, что владелец транспортных средств не может быть кредитором и должником. Ведь виновник — водитель. А поскольку происшествие обладает всеми признаками ДТП, ответственность виновника застрахована в рамках ОСАГО и нет никаких норм — закона или договора — для отказа в страховом возмещении.
Любовь Шебанова
Попал в ДТП без страховки?
Если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО, кроме штрафа, могут быть и другие последствия.
Суброгация. Это процедура, при которой страховая потерпевшего возмещает ему ущерб, а потом взыскивает расходы с виновника. Такая ситуация возможна, если у потерпевшего оформлена страховка Каско с особой опцией защиты при авариях, в которых у виновника нет ОСАГО. Эту страховку покупают специально, чтобы получить возмещение, если виновник ДТП сам не застраховал свою ответственность.
То есть потерпевший оформляет страховку Каско на случай, если виновник аварии не застрахует свою ответственность по ОСАГО, поэтому потерпевшего защищает его страховая. После выплаты возмещения она получает те же права, что и у потерпевшего, и может взыскать деньги с виновника.
Регресс. Также в страховании есть похожая процедура под названием «регресс».
Он бывает, когда у виновника есть полис ОСАГО, по которому потерпевшему выплатили возмещение, но при этом виновник грубо нарушил закон или правила страхования.
В таком случае страховая может взыскать с виновника расходы на урегулирование и сумму, выплаченную потерпевшему, — это и есть регресс. Примеры нарушений, при которых страховая может потребовать выплату по ОСАГО с виновника:
- в полисе ОСАГО указали неверные сведения, чтобы он стоил дешевле, например занизили мощность двигателя;
- полис не действовал в момент аварии — например, страховка была оформлена только на лето, а ДТП произошло зимой;
- виновник умышленно причинил вред жизни или здоровью потерпевшего;
- ему нельзя было находиться за рулем — например, его лишили прав;
- скрылся с места ДТП;
- был пьян или отказался от освидетельствования;
- нарушил условия закона при оформлении европротокола.
Выплата пострадавшему полной суммы ущерба за счет виновника. Если страховая отказалась выплачивать деньги, потерпевший может взыскать ущерб с виновника ДТП через суд. То есть, даже если у виновника нет страховки, с него в любом случае смогут потребовать деньги — либо сам пострадавший, либо страховая компания, покрывшая ущерб.
ОСАГО страхует только ответственность виновника — тот ущерб, который он причинил другим людям и имуществу. Самого виновника аварии и его имущество ОСАГО не защищает. Для этого понадобится Каско.
Максимальный размер компенсации по ОСАГО — до 400 000 ₽ за вред имуществу и до 500 000 ₽ за вред жизни и здоровью.
Если компенсация оказалась меньше причиненного ущерба, потерпевший может взыскать остаток с виновника ДТП. Это правило работает, если у виновника нет ДСАГО.
ДСАГО — это добровольное страхование гражданской ответственности, оно компенсирует остаток ущерба, который не покрыло ОСАГО.