ГИБДД

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

  1. ПДД устанавливают 3 варианта передвижения при наличии поломок у автомобиля в 2023 году.
  2. Во-первых, каждый водитель перед началом движения обязан удостовериться в исправном техническом состоянии автомобиля всегда.

  3. Во-вторых, если какая-либо неисправность, перечисленная в специальном Перечне, возникла в пути, то вы имеете право доехать до места стоянки или ремонта, где вы её в состоянии устранить. При этом, если вы в состоянии устранить повреждение в дороге, то обязаны это сделать.

  4. В-третьих, есть 5 исключений, когда вы должны тотчас остановиться и далее ехать только на эвакуаторе.

    К ним относятся неисправности тормозов, рулевой системы, сцепного устройства в составе автопоезда, нерабочие или отсутствующие фары или задние габариты (в тёмное время или при недостаточной видимости), а также нерабочий с водительской стороны «дворник» (но только во время дождя или снега).

  5. Причём, даже если у вас износились до предела тормозные накладки (и сотрудник ГИБДД, к примеру, услышал их скрип), то это уже образует запрет ехать дальше.
  6. За нарушение указанных условий вам грозит штраф 500 рублей, а в случае неисправных тормозов или руля ещё и штрафстоянка.

  7. При условиях поломок, при которых дальнейшее движение запрещено, вы также можете отбуксировать такую машину. Но помните, что для буксировки также есть свои ограничения при неисправных тормозах и нерабочих габаритах. А при нерабочем рулевом управлении буксировка запрещена (только методом частичной погрузки).

  8. Между тем, очень мало таких неисправностей, которые инспектор ДПС на дороге сможет определить как возникшие точно не в пути.
  9. Вопреки расхожему мнению некоторых автолюбителей, наличие действующего техосмотра не является защитой от проверок технического состояния авто в дороге.

  10. Ещё один распространённый миф – что неисправности могут проверять только сотрудники Технадзора или иные специально уполномоченные инспекторы. Это неправда – такого ограничения нет в законодательстве 2023 года.

Обязанность водителя ездить только на технически исправном автомобиле диктуют сразу несколько законодательных актов: ФЗ О безопасности дорожного движения, закон О техосмотре и, собственно, ПДД с его Перечнем неисправностей. Между тем, законодательство в 2023 году регулирует запрет передвижения с неисправностями, однако, разрешает доехать до дома или места ремонта при большинстве из них. Тем не менее, при ряде поломок всё же можно нарваться на штраф ГИБДД. В этой статье мы исчерпывающе поговорим обо всём этом.

Можно ли ездить по дорогам России на неисправном автомобиле?

Да, можно… Но не со всеми.

Самый главный закон для автомобилистов в РФ – вовсе не ПДД (это вообще формально не закон), а ФЗ О безопасности дорожного движения №196. Именно он в своей статье 16 устанавливает две важные тонкости:

  • техническое состояние автомобилей, передвигающихся по дорогам в России, должно обеспечить безопасность дорожного движения,
  • а бремя ответственности за это состояние ложится на водителя или владельца транспортного средства.

Но именно ответственность эта, интересующая многих автолюбителей в данной статье, наступает далеко не всегда. И дело тут вовсе не в лазейках, позволяющих избежать наказания, а в том, что далеко не с любой неисправностью запрещается дальнейшее передвижение на автомобиле. Ниже и рассмотрим подробнее данный нюанс.

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Самая главная тонкость законодательства о неисправностях в 2023 году

Итак, несмотря на то, что главный принцип исправности машины устанавливает ФЗ-196, подробно регламентируют, как именно владелец должен обеспечить безопасность, Правила дорожного движения.

И ПДД устанавливают 3 возможных варианта передвижения с поломками или недостатками. Все они урегулированы в пункте 2.3.1.

  1. Во-первых, есть Приложение к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей. Именно в нём исчерпывающе перечислены все поломки, с которыми недопустимо ездить по дорогам России.
  2. При этом, Правила разделяют возможность дальнейшей езды в зависимости от того, в пути возникла неисправность или до начала движения. В любом случае перед выездом вы обязаны проверить состояние авто (как именно вы это сделаете, никого не волнует). И, если хоть одна из указанного выше Перечня обнаружится, то двигаться дальше вы не имеете права. Если же поломка возникла во время движения, то у вас есть право доехать до места стоянки или ремонта.
  3. В то же время, при возникновении 5 неисправностей в пути вы обязаны встать и никуда дальше своим ходом не двигаться: при выходе из строя тормозной или рулевой системы, сцепного устройства в составе автопоезда, если не работают или вообще отсутствуют фары или фонари в тёмное время суток или при недостаточной видимости, либо во время дождя или снегопада не работает «дворник» со стороны водителя (абзац 2 пункта 2.3.1 ПДД).
  4. В случае же других поломок, образовавшихся во время движения, у вас, как мы уже упомянули выше, есть возможность доехать до СТОА или парковки.

Таким образом, если повреждение обнаружено до выезда из дома (или другого начала движения после стоянки), вы не имеете права начинать движение. Если же что-то сломалось в пути, то вы можете доехать до ремонта или стоянки. Но и здесь есть исключения в виде упомянутых выше пяти поломок.

Теперь давайте подробнее рассмотрим эти неисправности.

При каких поломках я не имею права ехать дальше вообще?

Сцепное устройство опустим, так как здесь всё предельно просто – любая его неисправность влечёт дальнейший запрет езды.

Тормозная система

И в этом случае не всё так просто, как предполагают многие автолюбители. Дело в том, что право на дальнейшее движение по закону у вас утрачивается не только при полном отказе тормозов, а именно при любой поломке в этом узле.

И здесь есть существенное недопонимание работы законодательства не только автовладельцами, но и инспекторами и даже судьями. Да, неисправности тормозной системы перечислены в Перечне. Но здесь всего 5 пунктов поломок. И не включена, например, такая, как износ тормозных накладок. Что будет грозить водителю, если сотрудник ГИБДД на дороге услышит скрип изношенных колодок?

Но вернёмся к пункту 2.3.1 ПДД. И здесь мы можем увидеть, что отсылка конкретно на Перечень идёт только в третьем абзаце, где говорится про прочие неисправности. А вот с тормозами абзац выше – и здесь ни слова. Зато ещё выше, откуда и перетекает логически абзац №2, официальная трактовка ссылается на Основные положения по допуску.

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Заглянем сюда, и можем увидеть в пункте 3, что техническое состояние автомобилей должно соответствовать нескольким документам:

  • правил (ПДД вместе с Перечнем неисправностей),
  • стандартов (ГОСТов и Технических регламентов),
  • руководств по эксплуатации.

Дело в том, что, помимо Перечня, список неисправностей, при которых нельзя ездить, есть ещё в Приложении №8 Техрегламента О безопасности колёсных ТС. И здесь поломок перечислено гораздо больше. Но вы всё равно не найдёте тут ни слова об износе колодок или накладок.

Однако, почти всегда вы найдёте эту неисправность в руководстве вашего автомобиля.

Поэтому де-юре будем в данной статье считать, что практически малейший дефект или недостаток приведёт к оценке всей системы как неисправной. К примеру, износ тормозных накладок фактически делает неисправной тормозную систему. И это означает, что вам нельзя двигаться дальше.

Рулевая система

Здесь всё аналогично. К полному запрету на дальнейшее движение можно отнести следующие условия:

  • наличие люфта в руле вне пределов допустимого,
  • имеются видимые дефекты на рулевом колесе,
  • есть ослабленные места,
  • руль заменён на другой, не соответствующий конструкции автомобиля,
  • не работает или недостаточно хорошо работает ГУР или электроусилитель руля.

Не горят фары и фонари

А это условие работает исключительно либо в тёмное время суток, либо при недостаточной видимости.

Исходя из определений в ПДД, первое – это время от начала вечерних сумерек до конца утренних, а второе – видимость менее 300 метров при осадках, тумане, других погодных или дорожных условиях, а также в сумерках.

Именно в этот период времени у вас должны присутствовать и работать все фары и задние фонари. Причём, обратите внимание, что в 2.3.1 не говорится об их количестве. Поэтому, даже если хотя бы в одном заднем габарите, к примеру, перегорела лампа в пути, это запрещает движение дальше.

И ещё одна важная тонкость. Согласно официальной трактовке в ПДД, речь идёт о следующем свете в автомобиле:

  • передних фарах (причём, по всей видимости, допускается, к примеру, чтобы работал ближний свет, а дальний был неисправен),
  • задних габаритных огнях (передние габариты не образуют запрет дальнейшего движения).

То есть противотуманные фары и фонарь, подсветка номера, факультативные огни и прочее не запрещают доехать до места стоянки или ремонта.

Если не работает «дворник»

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Здесь также обратите внимание, что речь идёт именно о стеклоочистителе со стороны водителя. Пассажирский может не работать. И только в условиях дождя либо снегопада. Например, при граде (если только вместе с ним не падают капли дождя или снежинки) вы уже имеете право ехать по букве подзаконного акта.

Кроме того, в трактовке говорится о «недействующем» дворнике. Если, к примеру, он просто работает плохо, медленно, его резинки стёрты очень сильно, это не влияет на запрет дальнейшего движения.

Читайте также:  Можно ли оформить страховку ОСАГО на другого человека?

Что уж, даже если вы за верёвку тянете его сами, обеспечивая его «действие» таким образом, то он прекращает фактически быть объектом запрета пункта 2.3.1.

Но это, конечно же, формальности – любой сотрудник примет меры по запрету дальнейшего движения и выпишет штраф.

Что я должен предпринять при обнаружении этих повреждений?

Порядок действий при вышеописанных неисправностях достаточно прост:

  1. в первую очередь необходимо, конечно же, немедленно остановиться (…да, если это позволяет сделать неисправная тормозная система, например),
  2. затем попытаться устранить неисправность самостоятельно,
  3. если вы не можете сделать это сами, то остаётся только два варианта: либо вызвать эвакуатор, либо осуществить буксировку повреждённого автомобиля.

Но в случае буксировки следует учесть следующее:

  • ПДД запрещают (пункт 20.4) буксировать машину с неисправностями тормозов или рулевого управления в ряде случаев и рядом методов (да-да, даже с всё теми же изношенными накладками или люфтом),
  • пункт 19.1 Правил обязывает на буксируемом авто включать задние габаритные огни, поэтому, если они не работают, то остаётся только эвакуатор.

С какими неисправностями я могу доехать до стоянки или автосервиса?

Обратим также ваше внимание на то, что при упоминании возможности передвижения до места парковки или стоянки или же ремонта автомобиля, ПДД ссылаются конкретно на Перечень неисправностей. Поэтому всё, что в этом нормативно-правовом акте не перечислено, неисправностью как таковой не является.

Тем не менее, Основные положения требуют проверить до начала движения и обеспечить исправность в том числе и в соответствии с Техрегламентом, иными ГОСТами и руководством по эксплуатации. Поэтому штраф вы всё ещё можете получить – только если не удастся убедить инспектора ДПС в том, что поломка возникла у вас в пути.

Не будем в рамках этой статьи их все приводить – ознакомиться с полным списком вы можете по ссылке на официальной странице Перечня.

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Обязан ли я устранить поломку на месте?

Да, но только если вы в состоянии это сделать. А, если в состоянии, и сотрудник ГИБДД об этом в курсе, то далее вы не имеете права передвигаться. Дело в том, что в ПДД речь идёт об обязательной проверке в начале движения. Остановка вас инспектором на дороге по сути является прекращением движения. Соответственно, такая обязанность возникает и в этот момент.

Но в любом случае ситуация здесь достаточно спорная. Например, у вас перегорела подсветка госномера. Вы имеете право ехать до места её замены с одной стороны. Но вы показали сотруднику ГИБДД лампочку подсветки номерного знака.

С одной стороны, любой дееспособный водитель в состоянии её поменять на большинстве автомобилей. С другой, вы не обязаны знать и понимать, как это делается, искать место снятия плафона освещения и так далее.

Более того, у некоторых моделей автомобилей добраться до лампы не так просто.

Поэтому в каждой ситуации придётся разбираться индивидуально, и совет здесь всего один – если уверены, что сможете доказать отсутствие квалификации для той или иной работы по устранению неисправности, действуйте смело, ведь хотя бы на одном из этапов обжалования постановления со штрафом вас выслушают и поймут.

Как сотрудник ГИБДД определит, что дефект возник до начала движения?

  • Кроме очевидных способов, никак.
  • Мы говорим, например, о том, что у вашего автомобиля вырезан катализатор (то, как сотрудник проверит это, конечно же, другой вопрос), либо если на колесе нет гайки или болта, и отверстие диска в этом месте проржавело, что видно, что неисправность возникла уже давно.
  • В иных случаях, если вы прямо не укажете, что уже давно ездите с поломкой, применение административных мер незаконно.

Но ведь у меня есть действующий техосмотр! Можно ли избежать проверки состояния авто?

Нет, нельзя.

К сожалению или к счастью, технический осмотр – это отдельная регламентная процедура, обеспечивающая допуск автомобилей для участия в дорожном движении. И то, его частично отменили не так давно.

Тем не менее, действующая диагностическая карта – это не «иммунитет» к правомерности проверки технического состояния машины сотрудниками ГИБДД. В пункте 111 Административного регламента МВД, введённого Приказом №664, приведены 4 основания для проверки авто:

  • обнаруженные признаки нарушений (например, инспектор ДПС непосредственно увидел неработающую фару или услышал визг тормозных накладок либо неисправность глушителя),
  • если ваш автомобиль участвовал в ДТП (имеются видимые повреждения, опять же),
  • у инспектора есть ориентировки или иные данные, указывающие, что ваша машина участвовала в ДТП,
  • разного рода спецмероприятия ГИБДД.

Правда ли, что техсостояние имеет право проверять только технадзор?

Нет, неправда. Это вымысел и фейк, который издавна блуждает по сети интернет, но корни которого уходят в правомерность этого в давних законодательных актах.

Правда в том, что на 2023 год любой сотрудник ГИБДД при наличии перечисленных выше оснований вправе осуществить проверку на наличие неисправностей автомобиля.

Причём, не только в соответствии с Перечнем неисправностей, но и с Основными положениями на соответствие состояния авто ГОСТам, Техрегламентам и руководству по эксплуатации.

Хотя да, другое дело, что проверить руководство инспектор не сможет, если у вас с собой его нет – возить вы его не обязаны.

Вы просто не найдёте никаких упоминаний о необходимости специальных полномочий для проверки технического состояния автомобиля ни в законе О полиции, ни в изданном во исполнение этого закона Административном регламенте.

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше? Даже так может выглядеть неисправная машина с действующим техосмотром

Какой штраф грозит, если я поеду дальше?

А теперь, собственно, о том, какие последствия грозят вам в случае нарушения указанных в ПДД предписаний по неисправностям.

В КоАП РФ 2023 года есть отдельная статья 12.5, в которой исчерпывающе приведены все наказания за это. Но конкретно по поломкам нас интересуют только 2 нормы.

  • Часть 1 статьи 12.5 предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения за общие случаи нарушения Основных положений. Сюда входят все неисправности, перечисленные в том числе и в Перечне.
  • Часть 2 этой же статьи предписывает только 500-рублёвый штраф конкретно за движение с неисправными тормозами, рулевой системой или сцепным устройством в составе автопоезда.

Причём, по 1 части вас чаще всего также ждёт именно штраф, а не административное предупреждение. В чём же тогда разница между этими нормами?

Дело в том, что при применении части 2 статьи 12.5 вам также грозит эвакуация на штрафстоянку. Так предписывает уже статья 27.13 КоАП РФ.

Инструкция, как действовать, если загорелся «Чек двигателя»

Контрольный индикатор «Чек двигателя» («Check Engine») подключен к бортовой диагностической системе вашего автомобиля и предназначен для того, чтобы предупреждать водителя (обычно на приборной панели загорается желтым цветом) о том, что двигатель работает неправильно из-за каких-либо внутренних проблем либо в связи с неисправностью определенных компонентов и датчиков. Все мы знаем, что если на приборке загорелся подобный индикатор, необходимо как можно скорее продиагностировать автомобиль у специалиста с помощью специального оборудования. Но вот один вопрос все-таки очень часто мучает многих автолюбителей: Что делать, если «Чек» загорелся прямо во время движения?

Мы уже подробно рассказывали вам о причинах активации индикации «Check Engine», с которыми вы можете ознакомиться в этой статье: Что делать, если загорелся «Чек двигателя»? Давайте выясним, в каких случаях вы можете продолжить свой путь, а в каких желательно остановить автомобиль как можно скорее.

Каковы же основные причины появления этого значка на приборке?

5 причин, из-за которых загорается индикатор «Check Engine»

Значок «Чек двигателя» может загореться по ряду причин, наиболее распространенными из которых являются:

  1. Датчик кислорода требует замены. Этот датчик отслеживает количество несгоревшего кислорода в топливной системе вашего автомобиля. Без фиксации этих данных из-за неисправного датчика кислорода в автомобиле возрастает расход топлива. Также проблемы с датчиками кислорода могут приводить к повреждению свечей зажигания и каталитического нейтрализатора.
  2. Сломанная, отсутствующая или ослабленная крышка бензобака. Крышка топливной горловины герметизирует топливную систему, и, если ее там нет или она повреждена, вы можете потерять топливо из-за быстрого испарения.
  3. Каталитический нейтрализатор выходит из строя. Каталитический нейтрализатор превращает в выхлопных газах автомобиля оксид углерода в диоксид углерода. В случае поломки ваш автомобиль будет иметь низкую производительность двигателя (падает мощность) и большой расход топлива. Также вы не пройдете техосмотр, так как замеры СО2 в выхлопной системе будут показывать превышение вредных веществ.
  4. Датчик массового расхода воздуха (MAF) нуждается в замене. Чтобы определить, сколько топлива необходимо для экономичной работы двигателя, датчик массового расхода воздуха отслеживает количество воздуха, поступающего в двигатель. Неисправный датчик воздушного потока приводит к снижению эффективности использования топлива и производительности двигателя, а также может повредить свечи зажигания, каталитический нейтрализатор и датчик кислорода.

5. Свечи зажигания или провода необходимо заменить. Свечи зажигания и провода зажигания работают вместе, чтобы зажечь топливовоздушную смесь в камере сгорания двигателя. Провода же также передают искру от катушек зажигания к свечам.

 Плохие искровые компоненты также приводят к плохой работе двигателя и к неправильному воспламенению топлива.

В том числе старые, изношенные высоковольтные провода могут привести к повреждению катушек зажигания, датчиков кислорода и могут засорить каталитический нейтрализатор.

Можно ли ездить с горящей лампой «Чек двигателя»?

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Насколько безопасно управлять автомобилем при включенной индикации «Check Engine», зависит от характеристик автомобиля и от причин появления подобного значка на приборной панели. Но вы должны помнить, что независимо от причин появления значка двигателя нужно как можно быстрее провести диагностику автомобиля. 

Читайте также:  Обклеили авто плёнкой – нужно ли оформлять смену цвета?

Если контрольная лампа «Чек двигателя» загорается прямо во время движения автомобиля, выполните следующие шаги, чтобы определить, продолжить ехать или есть необходимость в  срочной остановке автомобиля:

  1. Определите, требует ли проблема немедленного внимания. В дополнение к значку «Чек двигателя» на приборной панели вашей машины могут появиться другие индикаторы, указывающие на возможные проблемы. Например, на приборке может появиться значок, указывающий на низкое давление масла или проблемы с перегревом двигателя. В этом случае остановитесь и выключите двигатель, как только сможете. Стоит отметить, что в некоторых автомобилях вместо желтого значка может загораться красный индикатор проверки двигателя, который предупреждает вас о необходимости немедленной остановки автомобиля. В этом случае в таких автомобилях желтый «Check Engine» означает, что в машине есть проблемы, но водителю нет необходимости для срочной остановки машины.
  1. Уменьшите скорость и обороты двигателя, если это возможно. Снизьте скорость машины. Избегайте скачков скорости. Если вы буксируете прицеп или перевозите тяжелое оборудование, постарайтесь как можно быстрее разгрузить его, чтобы предотвратить потенциально дорогостоящий ремонт.

3. Проверьте в машине крышку заливной горловины топливного бака. Особенно если индикация о необходимости проверки двигателя загорается сразу после заправки. В этом случае остановитесь и убедитесь, что крышка бензобака плотно закрыта.

 Это часто решает проблему, хотя для сброса ошибки на приборке может потребоваться несколько перезапусков двигателя.

 В случае с незакрытой или поврежденной крышкой топливной горловины «Чек двигателя» загорается, потому что электронная система автомобиля обнаруживает утечку в топливной системе (при открытой или плохо установленной крышке бензобака происходит сильное испарение топлива). 

Безопасно ли ехать, когда на приборной панели горит «Check Engine»?

В машине неисправность – могу ли я двигаться дальше?

Конечно, появление значка «Check Engine» расстроит любого водителя. Многие автолюбители боятся этой индикации, как дачники снега летом. Если подобная неприятность произошла с вашим автомобилем именно тогда, когда вы сидите за рулем, не паникуйте. Уделите немного времени, чтобы обратить внимание на то, как после появления значка на приборке ведет себя автомобиль. Сравните, изменилось ли поведение машины. Под капотом появились необычные звуки? Автомобиль стал дергаться? Плавают обороты? Если вы не замечаете ничего необычного, можете продолжить движение автомобиля. 

В целом же причин появления индикации «Чек двигателя» много, начиная от неисправного датчика кислорода до неисправного датчика массового расхода воздуха. Или, например, это может означать, что в вашей машине вышел из строя катализатор выхлопных газов.

Но если вы не заметили, что с появлением индикации на приборной панели автомобиль стал вести себя по-другому, даже если в нем есть вышеуказанные неисправности, вы можете продолжить движение. Если же ваша машина начала вести себя очень странно, в таком случае лучше прекратить движение.

Несмотря на причины появления значка двигателя на приборке, вы обязательно должны устранить то, что стало причиной появления индикации. В противном случае неустранение проблемы может привести к более серьезному и дорогостоящему ущербу в будущем.

Ошибки Водителя Которые Могут Испортить Автомобиль • Тормозная система

По общему правилу вред, причиненный автомобилем (источником повышенной опасности), возмещает его законный владелец (ч. 2 п. 1 ст. 948 ГК). Это может быть не только собственник, но и тот, кто управляет машиной по доверенности, договору аренды, безвозмездного пользования (далее — владелец).

Обратите внимание! Водитель, управляющий автомобилем по поручению или с согласия собственника, не является его владельцем (ч. 2 п. 6 постановления Пленума ВС от 24.06.2004 N 9).

Пример 1 Владелец автомобиля согласился дать его своему другу для кратковременной поездки. Доверенность не оформлялась. Друг сбил человека на пешеходном переходе. Возмещать ущерб, причиненный ДТП, в данном случае придется владельцу авто.

Вместе с тем из общего правила есть исключения. Владелец освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие (ч. 1 п. 1, п. 3 ст. 948 ГК):

Пример 2 ДТП произошло в результате неуправляемого заноса автомобиля из-за гололеда на дороге. Если будет доказан факт непреодолимой силы, то владелец будет освобожден от ответственности;

Пример 3 Водитель авто сбил пешехода, внезапно выбежавшего на дорогу. В вещах пешехода обнаружена предсмертная записка. При подтверждении факта суицида владелец будет освобожден от ответственности в связи с наличием умысла потерпевшего;

— противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.

Пример 4 У владельца угнали автомобиль. На нем было совершено ДТП. Если владелец докажет, что не виновен в угоне, то за вред, причиненный ДТП, будет отвечать угонщик.

1. Вред, причиненный жизни или здоровью (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК)

При повреждении здоровья (например, причинении увечья) потерпевшего придется возместить:

утраченный заработок (доход), если потерпевший его получал или определенно мог иметь.

дополнительные расходы (п. 1 ст. 954 ГК). Например, расходы на лечение, протезирование, посторонний уход и т.п.

Пример 5 Учреждение здравоохранения подало иск в суд о возмещении денежных средств с владельца авто за оказание медицинской помощи потерпевшему. Суд удовлетворил данное требование в полном объеме (решение районного суда от 21.06.2017).

2. Моральный вред (физические и нравственные страдания) (ч. 1 ст. 152 ГК)

Почему загорелся знак «Проверить двигатель»

Алексей Федоров

автомеханик со стажем

Профиль автора

Мы уже рассказывали про знаки на приборной панели.

Напомним, что желтый цвет — предупреждающий. Знак «Проверить двигатель» — один из них. Также его называют Check Engine или просто «чек».

Что вы узнаете

Катализатор вышел из строя: забился из-за некачественного топлива, разрушился, потерял эффективность. В классической схеме до и после него есть по датчику, которые измеряют количество кислорода в отработавших газах. Если с катализатором что-то не так, показания будут отклоняться от нормы — и загорится знак «Проверить двигатель».

Если катализатор забит, двигателю будет не продохнуть: эффект такой же, как если бы выхлопную трубу заткнули тряпкой. Мощность упадет, станет сложно разгоняться и трогаться с места.

Катализатор, который потерял эффективность, плохо очищает отработавшие газы. Показатели экологичности снижаются — и в современном двигателе блок ограничивает мощность, чтобы снизить вредные выбросы.

Появились пропуски зажигания. Такое случается при неисправностях катушки зажигания, износе свечей или силовых проводов, загрязненном топливном или воздушном фильтре. Также это может быть вызвано некачественным топливом или неправильным составом топливовоздушной смеси.

Неисправность одного из датчиков: лямбда-зонда, датчика оборотов, массового расхода воздуха или температуры.

Датчики числа оборотов и положения коленвала и распредвала позволяют блоку управления рассчитать момент и длительность впрыска топлива, момент зажигания. Если один из них окажется неисправен, двигатель будет троить и работать в аварийном режиме либо вовсе не запустится.

При проблемах с датчиком расхода воздуха смесь будет обогащенной или обедненной. Мотор может продолжить работать нормально, но возрастет расход топлива, пропадет тяга. Блок управления определит ошибку, а на приборной панели появится желтый значок.

Проблемы с подсосом воздуха и герметичностью впускного тракта. Воздух начнет поступать мимо датчика массового расхода, бортовой компьютер не сможет это учесть, и смесь будет обедненной.

Лишь по косвенным показаниям лямбда-зонда в выпускном коллекторе компьютер увидит бедную смесь — и скорректирует подачу топлива.

Благодаря этому машина не заглохнет и продолжит нормально работать, но загорится «чек».

Влага попадает в разъемы и блоки управления. Причиной может быть перепад температуры, глубокая лужа, неграмотная мойка двигателя или забитые ливневые стоки.

Это далеко не весь список возможных неисправностей. В любом случае значок «Проверить двигатель» информирует водителя о наличии проблемы, которая требует внимания: неправильная работа двигателя может привести к серьезным поломкам.

Если лампа горит, но при этом автомобиль запускается и нормально едет, продолжать эксплуатацию можно. Хотя не стоит затягивать с поиском проблемы: любая ошибка может повлиять на расход и динамику.

Самый надежный и правильный способ — обратиться в сервис за диагностикой. Если же до сервиса очень далеко, вот что можно попробовать сделать самостоятельно:

  1. Снять на некоторое время клемму аккумулятора. Обычно хватает 5—10 минут. Машина и блоки управления полностью обесточиваются — и могут «забыть» о неисправности. Это не лучший способ избавиться от индикации: если есть неисправность, сигнал появится вновь.
  2. Открутить крышку бензобака. Если услышите шипение, значит, в баке есть давление — либо неисправна система вентиляции, либо забит адсорбер.

Индикация может погаснуть сразу, но в случае со свечами это произойдет позже, после нескольких ездовых циклов.

У многих водителей есть диагностический сканер, который через приложение на смартфоне может прочитать и стереть многие ошибки. Даже начинающий автомобилист сможет разобраться, как работает приложение, и узнать, из-за чего горит знак «Проверить двигатель».

Про автомобильные сканеры мы обязательно напишем отдельную статью, поэтому не будем останавливаться на них подробно.

Подключить сканер и прочитать ошибки на СТО стоит 1000—1500 Р. Эта сумма не окончательная, стоимость ремонта может быть значительно выше — но есть шанс, что специалист устранит проблему в рамках диагностики и не возьмет дополнительной платы. Это может быть пустяк: например, при замене свечей неплотно защелкнули разъем.

Избегайте мастеров, у которых нет ничего, кроме сканера. Потратите деньги зря: ни один хороший специалист не возьмется за работу, пока не продиагностирует машину самостоятельно.

Чтобы знак «Проверить двигатель» не загорался как можно дольше, важно обслуживать машину как минимум по регламенту автопроизводителя и проводить профилактику.

  1. Не бойтесь индикатора «Проверить двигатель». В большинстве случаев можно продолжать движение, но стоит как можно скорее запланировать визит на СТО.
  2. Если лампа часто мигает, а двигатель троит — не пытайтесь ехать самостоятельно, лучше вызовите эвакуатор или выездную диагностику.
  3. Хороший мастер не возьмет денег за «просто почитать ошибки», он не поленится частично что-либо разобрать и найти причину.

Долго ли я смогу ездить с горящим Check Engine? — журнал За рулем

«Контрольки» аварийного давления масла и неисправности тормозной системы своим красным цветом просто вопиют, что ехать дальше нельзя ни в коем случае.

А вот загоревшаяся в комбинации приборов лампа Check Engine даже своим желтым цветом подсказывает, что беда, в общем, произошла, но не очень сильная.

В этой ситуации, чтобы принять решение о возможности дальнейшего движения, надо задать себе два вопроса:

  • В какой ситуации загорелся этот символ
  • Как изменилось поведение автомобиля
Читайте также:  Использование ПТФ 2023: когда включать, а когда нельзя?

Разберем подробнее. Символ Check Engine загорается сразу после поворота ключа зажигания и должен гаснуть при пуске двигателя. Если пуск состоялся, а сигнализатор не гаснет, то это значит, что блок управления двигателем определил какую-то неисправность в системе управления или питания.

Я советую сразу открыть капот и посмотреть, нет ли там следов присутствия кошек или крыс. Неоднократно был свидетелем, как крысы перегрызали провода, причем чаще всего жертвой были жгуты кислородных датчиков. Если увидите подобное, то смело можно отправляться в путь, хотя, желательно, за новым датчиком.

Если грызуны испортят более ответственные цепи, например проводку датчика положения коленчатого вала, то и пуск двигателя не состоится.

Итак, после нескольких минут работы на холостом ходу можно вначале на месте увеличить обороты двигателя. Если он нормально принимает обороты, то попробуйте двигаться, вначале с небольшой скоростью. Если поведение двигателя не отличается от обычного, то можно совершить непродолжительную поездку, но лучше в сторону автосервиса, где вам помогут определить причину.

Если до помощи далеко, то можно попробовать остановиться и на минуту-другую снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если после повторного пуска ошибка погасла, то можно считать ее случайной и ездить до следующего ТО, при котором все же сделать диагностику с помощью сканера.

А продвинутый автолюбитель, не пожалевший 300-500 рублей на простейший сканер, и сам проведет себе диагностику.

https://www.youtube.com/watch?v=yMxm1x86C6M\u0026pp=ygVg0JIg0LzQsNGI0LjQvdC1INC90LXQuNGB0L_RgNCw0LLQvdC-0YHRgtGMIOKAkyDQvNC-0LPRgyDQu9C4INGPINC00LLQuNCz0LDRgtGM0YHRjyDQtNCw0LvRjNGI0LU_

Теперь предположим, что символ Check Engine загорелся в движении. Не произошло ли это вскоре после заправки? Тогда почти однозначно виновато топливо. Тут все зависит от вашей мнительности. Можно возвращаться на заправку и там начинать скандал с вызовом эвакуатора за их счет.

Можно доехать до брендовой заправки и там долить высококачественное топливо, но в любом случае надо наблюдать за поведением автомобиля. Не должно быть сильных провалов, подергиваний и сильного снижения мощности двигателя.

А при наступлении этих грозных признаков действительно лучше подумать о том, как добраться до места ремонта на буксире или эвакуаторе. Все то же относится к загоранию лампы Check Engine и при движении автомобиля. Могут выйти из строя самые разные датчики и исполнительные механизмы систем управления и питания двигателя.

Но общим правилом должно быть понимание того, что разительное ухудшение характеристик двигателя опасно, а малозаметное, по крайней мере, позволит добраться до дома. Примером опасной неисправности может быть выход из строя индивидуальной катушки зажигания одного из цилиндров. Топливо в цилиндр продолжает поступать, а сгорания не будет.

Гореть оно будет в каталитическом нейтрализаторе, выводя его из строя стахановскими темпами. Ну а то, что двигатель работает без одного цилиндра, не заметить может только человек, машину видевший лишь издалека.

В х расскажите, кому приходилось ездить с горящей лампой Check Engine.

Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут — новости Право.ру

Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей.

Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида.

За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав. 

Что такое запрет движения авто

Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»). 

Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар.

Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.

5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии. 

Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину.

К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.

Автоштрафы Тонировка автомобиля: какая разрешена и как штрафуют

Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.

Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019). 

Когда авто нельзя эксплуатировать

В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей.

Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный.

В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.

Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель». 

Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП. 

Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.

Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020). 

Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора.

При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль.

При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. 

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто.

Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности. 

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *