ГИБДД

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Первое, что вам нужно знать о круговых перекрестках, — это специальные дорожные знаки, которыми они обозначены. Как и в других аспектах российского законодательства, в правилах дорожного движения формальность гораздо важнее наглядности. Даже если перед вами круговой перекресток, перед ним нет знака, обозначающего общий порядок проезда перекрестка.

Разница касается в основном порядка и обязанности занимать крайнюю полосу.

Второе важное правило заключается в том, что перекресток с круговым движением находится прямо. Это означает, что, находясь на круговом перекрестке, вы не должны маневрировать. Маневрируйте только на въезде и выезде с кольца.

В этих основных условиях все тонкие детали объясняются ниже.

Как проезжать круг, если стоит знак?

Еще одна новость для многих водителей — многие из нас знают, что такое знак 4.3 «круговое движение» — это синий круг со стрелкой. Вот как он выглядит: круговое движение.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Самая большая новость заключается в том, что стрелки на этом знаке указывают направление, в котором вы можете двигаться по такому кругу. На рисунке выше стрелка ведет против часовой стрелки. Это означает, что вам нужно подъезжать к кругу в том же направлении.

Однако в большинстве российских кругов это направление сохраняется. Более того, мы никогда не встречали ничего, что вело бы в противоположном направлении. Однако факт остается фактом: необходимо следовать официальной интерпретации правил дорожного движения. Это означает, что мы должны ехать в направлении, указанном стрелкой.

4. 3 «Круговое движение». Движение разрешено.В направлении стрелки..

Какие правила проезда кольца по ПДД, если знака нет?

Как уже упоминалось выше, там, где нет знаков 4. 3, это не круговое движение, а обычный перекресток. Точнее, речь идет о серии перекрестков, где каждый перекресток диктует или может диктовать приоритет того или иного знака, перекрестка или светофора.

Пример организации дорожного движения на необозначенном «круговом перекрестке» показан ниже.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

На этой схеме оранжевый автомобиль должен уступить дорогу зеленому автомобилю, так как он является помехой справа. В случае обозначенной общей круговой развязки приоритет имеют оранжевые автомобили.

А это панорамный пример такой развязки на въезде в город Златоуст. До недавнего времени здесь была кольцевая развязка, но не было соответствующего знака.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Новые правила движения через круг 2023

Обновление от 2023. 01. 02. Этот раздел был доработан с вступлением в силу поправок к Закону о дорожном движении с 1 марта 2023 года.

Таким образом, мы постепенно приближаемся к обсуждению приоритетов проезда через кольцо . Проблема в том, что некоторое время назад вступили в силу изменения в Правила дорожного движения, согласно которым кольцевые развязки всегда были главными дорогами. До этого порядок работы определялся советом, но в отсутствие совета были очевидные недостатки в организации движения на этой дороге .

Однако с тех пор стало очевидным еще одно важное изменение. Оно определяет порядок приоритета при въезде знаков на кольцо.

Знаков 4.3, установленных в настоящее время, вполне достаточно. Люди на кольцевой развязке имеют приоритет перед въезжающими на нее. Однако, если перед кольцевой развязкой установлен знак «главная дорога», приоритет отдается автомобилям, въезжающим на кольцевую развязку.

Это интересно:  Как вызвать ГАИ при ДТП?

Какая очерёдность проезда через круговой перекрёсток?

Ранее фактическая реализация этого нововведения была несовершенной. Причем именно на одном знаке, а не 4.3 на другом.

Если нет знаков приоритета проезда?

Здесь все просто — видите знак 4.3? Он дает место всем, кто движется по кругу.

Если такие знаки есть?

Проблема в том, что на некоторых круговых перекрестках знаки устанавливают приоритеты. Да, на это есть веские причины, поскольку на круговое движение с определенных направлений въезжает очень большое количество транспорта.

  • Новый пункт 13.11.1 Правил гласит, что, за исключением центральных дорог, лица, въезжающие на перекресток с круговым движением, должны предоставлять приоритет другим лицам, движущимся через него.
  • В то же время могут быть установлены знаки, указывающие на надлежащий порядок проезда перекрестков с круговым движением.

При движении по двухполосному кругу

Именно здесь могут возникнуть сложности. Представьте, что вы въезжаете на кольцевую развязку с двумя полосами движения с прилегающей дороги. В это же время по кругу движется другой автомобиль, и вы должны предоставить ему приоритет. Должны ли вы после этого ждать, пока этот автомобиль проедет через перекресток?

Это образ движения: вы должны отдать ему приоритет.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

И снова правила дорожного движения дают четкий ответ на этот вопрос. Согласно определению «предоставить приоритет», маневрирование и/или начало движения не должны вынуждать автомобиль менять полосу или скорость. Если оба эти условия соблюдены, вы выполнили обязанность, изложенную в пункте 13.11.1 правил проезда перекрестков с круговым движением.

Однако на практике при въезде на перекресток с круговым движением необходимо следить за тем, чтобы транспортные средства, имеющие преимущество, не начали опрокидываться.

К сожалению, использование мигалок для предупреждения других участников дорожного движения о смене полосы движения некоторыми водителями в наши дни превышает уровень заработной платы.

А если авария все же произойдет, то, согласно судебной практике, практически невозможно доказать, что причиной спора послужила несигнализация о поворотах и смене полосы движения.

Если круговое движение регулируемое со светофором

Здесь все просто. Сигналы светофора всегда имеют приоритет (п. 6. 15 правил) по транзитной серии перед табличкой и программой. Это касается и проезда на перекрестках с круговым движением.

Поэтому, если на конкретном перекрестке с круговым движением перед каждым въездом и самим перекрестком есть светофор, вы в любом случае обязаны ему следовать.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Какой правильный проезд через круговое движение по полосам?

Теперь давайте рассмотрим ситуации, в которых водители чаще всего допускают ошибку. При маневрировании и движении по круговому перекрестку, какую полосу вам необходимо занять?

При въезде на кольцо

Это зона, в которой вы имеете право занимать полосу. При этом правила дорожного движения относительно четко определяют правила расположения на таких участках дороги.

  • Пункт 8.5 требует, чтобы вы заняли правильное положение перед маневром, а пункт 8.6 — чтобы вы держались правого края дороги. Далее вспоминаем, что въезд на перекресток с круговым движением — это правильный поворот.
  • В то же время пункт 8. 5 исключает круговые перекрестки из этого общего правила.

Однако, если вы едете по дороге с более чем одной полосой движения слева, вы должны держаться незаблокированной полосы справа.

В результате те, кто входит в кольцо с правой полосы, попадают в правую полосу. Въезжающие с левой полосы въезжают соответственно в левую полосу круга. В то же время не забывайте о приоритете для всех тех, кто уже находится на кольцевой развязке.

В данном случае те, кто находится в левой полосе, должны иметь приоритет для большего количества автомобилей.

При съезде с кольца

Также помните, что съезды с кругового движения должны поворачивать направо одновременно (это целесообразно, если согласно ПДД объездное движение обычно прямое).

И, в соответствии с п. 8.5 Правил, при съезде с кругового движения вы обязаны занять крайнее положение. Другими словами, вы должны выезжать на перекресток с круговым движением только с правой полосы, а не наоборот. Исключение составляют случаи, когда разметка указывает на две или более полос, доступных для выезда с кругового перекрестка.

Тонкость прямой дороги через круговое движение

И все бы ничего, но это правило может стать причиной многочисленных аварий — да-да, даже если вы едете в соответствии с правилами. Рассмотрим, например, такую дорожную ситуацию на Горьковском шоссе в Казани.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Что вы здесь видите? На самом кольце две полосы, а на прилегающей дороге — четыре. Однако эта дорога примыкает к кольцу и является его частью. Это означает, что, проезжая по ней, вы в любом случае достигаете кольца, а затем покидаете его.

Таким образом, согласно утверждению, упомянутому в пункте 8.5 Правил, получается, что для того, чтобы двигаться прямо в направлении, изображенном на картинке выше, вам достаточно выехать на правую полосу (точнее, на полосу для автобусов как вторую, правую полосу).

Конечно, на практике никто на данном участке не придерживается этого правила. Однако очень часто происходят аварии, когда водители из второй полосы слева также пытаются пересечь петлю, а левая (левая) полоса направлена на пересечение той же дороги. Обычно они поворачивают направо и думают, что едут прямо.

И таких перекрестков с круговым движением в России много. Что вам следует делать в таких ситуациях? Если ваша единственная цель — избежать аварии (а я считаю, что большинство водителей придерживаются этого принципа), то все просто: поворачивайте направо.

  1. Если вы хотите попасть на кольцо, сверните на левую полосу (но не забудьте перестроиться на правую при дальнейшем выезде).
  2. Если вы хотите выехать на дорогу «прямо», не забывайте соблюдать правила и при выезде с кольцевой развязки поверните направо, на правую полосу.

Поэтому на перекрестках с круговым движением самая безопасная тактика вождения проста. Просто выезжайте на внешнюю полосу в зависимости от вашего намерения продолжать движение.

Можно ли развернуться перед кругом?

В некоторых случаях правила дорожного движения этого не запрещают, но в реальной жизни предпочтительнее этого не делать. Позвольте мне объяснить, что здесь происходит.

Помните, что круговое движение — это, прежде всего, перекресток. Согласно Правилам дорожного движения, границы перекрестка обозначаются началом перекрестка на дороге с круговым движением.

Если движение на перекрестке с круговым движением организовано в противоположном направлении (а это почти 100% дорог в Российской Федерации), то вы не можете двигаться в обратном направлении, если вы уже въехали на перекресток.

Это означает, что необходимо разбираться в особенностях планировки конкретного перекрестка с круговым движением, чтобы понять две вещи

  • Если перед началом кругового движения еще есть место для поворота, то
  • если другие правила запрещают движение в этом месте (например, пешеходные переходы или автобусные остановки).
Читайте также:  Передача руля пьяному водителю в вопросах и ответах

Ниже приведен пример перекрестка с круговым движением, где поворот запрещен.

Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

Какие поворотники включать на кольце?

И наконец, одна из самых распространенных ситуаций, в которой многие водители ошибочно или намеренно злоупотребляют мигалками. Кроме того, рассмотрите каждый маневр на круговом перекрестке в отдельности.

При въезде на круг

Это правильный поворот. И именно поэтому здесь нужно использовать правильные мигалки. Да, вам нужно включать правильные мигалки, даже если прилегающая дорога сразу же выходит из кольца и визуально направлена прямо на вас.

Какие штрафы за нарушения ПДД на круговом движении?

В частности, на кольцевой развязке 2023 не предусмотрены индивидуальные дорожные санкции в виде конкретных правил ответственности за правонарушения. Однако существуют общие штрафы за конкретные правонарушения.

Знак «Круговое движение»

1. семь предупреждающих знаков «Пересечение кругового узла» должны быть установлены за 50-100 метров до кругового перекрестка в жилых районах и за 150-300 метров вне жилых районов.

Непосредственно перед круговым перекрестком предупреждающие знаки 4. 3 «Круговой перекресток» предписывают водителям двигаться в направлении стрелки.

На наших улицах движение на круговом перекрестке осуществляется только в обратном направлении, так как в России организовано правильное движение.

Также могут быть таблички приоритета в направлении главной дороги.

При отсутствии табличек приоритета водитель транспортного средства при въезде на перекресток с круговым движением, обозначенный табличкой 4. 3, должен предоставить преимущество транспортным средствам, движущимся по круговому движению.

Скорость кругового движения

Учитывая дорожные и погодные условия, скорость движения на перекрестке с круговым движением должна выбираться так же, как и всегда.

Если диаметр таких перекрестков достаточно велик, высокие скорости могут создать серьезные проблемы для бесконечных водителей. В частности, если при въезде на перекресток с круговым движением приоритет отдается транспортному средству, то во время старта за ним уже быстро приближается другое транспортное средство.

Поэтому, помимо выбора правильного времени начала движения, необходимо уверенно стартовать и сразу же разогнаться до средней скорости данного перекрестка.

Нормальная скорость для кругового перекрестка среднего размера составляет примерно 40 км/ч при хороших дорожных и погодных условиях.

Правила проезда перекрестков с круговым движением

  • Перед въездом на перекресток необходимо включить правую мигалку.
  • Въезжать на перекресток можно с любой полосы движения. Однако с правой полосы движения необходимо въехать на правую (внешнюю) полосу перекрестка с круговым движением. С левой полосы движения въезжайте на левую (внутреннюю) полосу.
  • Если перед круговым движением одна полоса, а на круговом перекрестке две полосы, вы можете повернуть только на правую (внешнюю) полосу. Затем, если необходимо, перестройтесь на левую полосу.
  • Если вы подъезжаете к кольцу, указатели поворота не включаются. Левый указатель требуется только при переходе с внешней (правой) полосы на внутреннюю (левую) полосу. Въезжать на левую полосу без причины не следует.
  • Выезжать с перекрестка можно только с правой (внешней) полосы, при этом должен быть включен правый указатель.
  • Если перед перекрестком установлен знак «приоритет», то те, кто движется на перекресток с круговым движением, имеют приоритет перед теми, кто пытается въехать на перекресток.
  • Если знака приоритета нет, въезжая на перекресток с круговым движением, обозначенный знаком 4. 3, водитель должен предоставить приоритет транспортным средствам, движущимся по перекрестку.
  • Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах — МУП Жилищный Трест

    Первое, что нужно знать о круговых перекрестках, — это специальные дорожные знаки, которыми они обозначаются. Как и в других аспектах российского законодательства, в правилах дорожного движения формальность гораздо важнее наглядности. Даже если перед вами круговое движение, но перед ним нет знака, это и есть общий порядок проезда перекрестка.

    Различия касаются в основном порядка и обязанности занимать крайнюю полосу.

    Второе важное правило заключается в том, что перекресток с круговым движением находится прямо. Это означает, что, находясь на перекрестке с круговым движением, вы не должны маневрировать. Вы маневрируете только тогда, когда находитесь на въезде и выезде с кольца.

    В этих основных контекстах, все тонкие детали объясняются ниже.

    Как проезжать круг, если стоит знак?

    Еще одна новость для многих водителей — многие из нас знают, что такое знак 4.3 «круговое движение» — это синий круг со стрелкой. Вот как он выглядит: круговое движение.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Самая большая новость заключается в том, что стрелки на этом знаке указывают направление движения в таком круге. На рисунке выше стрелка ведет против часовой стрелки. Это означает, что вы должны подъезжать к кругу таким же образом.

    Однако в большинстве российских кругов направление сохраняется. Более того, мы не встречали ничего, что вело бы в противоположном направлении. Однако факт остается фактом: необходимо следовать официальной интерпретации правил дорожного движения. Это означает, что мы должны ехать в направлении, указанном стрелкой.

    4. 3 «Круговые движения». Движение разрешено внаправлении, указанном стрелкой..

    Какие правила проезда кольца по ПДД, если знака нет?

    Как и выше, если знак 4. 3 отсутствует, это не круговое движение, а обычный перекресток. Точнее, речь идет о серии перекрестков, где каждый перекресток имеет приоритет или обозначен определенным знаком, разметкой или световым сигналом.

    Это пример организации движения на «круговой развязке» без знаков.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    На этой схеме оранжевые автомобили обязаны отдавать приоритет зеленым автомобилям, потому что зеленые автомобили являются правильным препятствием. Если обычно это одна круговая развязка, то оранжевый автомобиль имеет преимущество в порядке приоритета.

    А вот панорамный пример такой круговой развязки на въезде в город Златоуст. До сих пор здесь была кольцевая развязка, но она не была организована с соответствующими знаками.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Новые правила движения через круг 2023

    Обновление от 01. 02. 2023 С вступлением в силу поправок в ПДД с 1 марта 2023 года, департамент окончательно сформирован.

    Это интересно:  Публичная кадастровая карта Хабаровского края 2023 года

    Так потихоньку мы подходим к обсуждению приоритетов прохождения кольца. Дело в том, что некоторое время назад в Кодекс дорожного движения были внесены изменения, согласно которым кольцевые узлы всегда являются главными дорогами. А до этого порядок движения устанавливался Советом, и там, где их не было, это был определенный недостаток в организации движения на данном участке дороги.

    Но затем произошло еще одно серьезное изменение, и, соответственно, знаки стали приоритетом при въезде на кольцо.

    В настоящее время достаточно только знаков 4.3 — все, кто находится на кольцевой развязке, имеют приоритет перед въезжающими на нее. Однако если перед кольцевой развязкой установлен знак «Главная улица», то автомобили, въезжающие на кольцевую развязку, имеют приоритет.

    Какая очерёдность проезда через круговой перекрёсток?

    Ранее это нововведение на практике оказалось несовершенным. И это на одном знаке, а не 4.3 на другом.

    Если нет знаков приоритета проезда?

    Здесь все честно — вы видите знак 4.3? Приоритет имеют все, кто движется по кругу.

    Если такие знаки есть?

    Дело в том, что на некоторых круговых перекрестках приоритет продолжают определять по знаку. Да, это делается по уважительной причине. Это связано с тем, что движение на круговом перекрестке гораздо плотнее, чем в определенных направлениях.

    • В новом пункте 13.11.1 Правил сообщается, что, за исключением центральных маршрутов, лица, въезжающие на перекресток с круговым движением, должны предоставлять приоритет другим.
    • В то же время, могут быть указания о надлежащем порядке проезда перекрестков с круговым движением.

    При движении по двухполосному кругу

    Здесь, однако, ситуация уже может быть спорной. Представьте, что вы въезжаете на кольцевую развязку с двумя полосами движения с прилегающей дороги. В это же время по кругу движется другой автомобиль, которому необходимо установить приоритет. Нужно ли вам ждать, пока этот автомобиль проедет через перекресток?

    Это изображение дорожного движения: транспорт движется по кругу.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    И снова правила дорожного движения дают четкий ответ на этот вопрос. Согласно определению «уступка приоритета», вы не должны заставлять транспортное средство менять полосу движения или скорость, совершая маневр и/или инициируя движение. Если оба эти условия соблюдены, то обязательства, изложенные в разделе 13.11.1 правил для циркуляционных узлов, выполнены.

    Однако на практике при въезде на перекресток с круговым движением необходимо соблюдать осторожность, чтобы транспортные средства, имеющие преимущество, не начали опрокидываться.

    К сожалению, использование мигалок для предупреждения других участников дорожного движения о смене полосы движения некоторыми водителями в наши дни превышает уровень заработной платы.

    А если авария все же произойдет, то, согласно судебной практике, практически невозможно доказать, что причиной спора послужила несигнализация о поворотах и смене полосы движения.

    Это интересно:  Накопительный счет или вклад в чем отличие

    Если круговое движение регулируемое со светофором

    Здесь все просто. Яркие сигналы всегда имеют приоритет (п. 6. 15 правил) по отношению к транзитному ряду перед табличкой и программой. Это касается и движения на перекрестках с круговым движением.

    Поэтому, если на конкретном круговом перекрестке перед каждым въездом и на самом перекрестке есть световой сигнал, его нужно слушаться в любом случае.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Какой правильный проезд через круговое движение по полосам?

    Теперь давайте рассмотрим ситуации, в которых водители чаще всего допускают ошибку. При маневрировании и движении по круговому перекрестку какую полосу вы должны занять?

    При въезде на кольцо

    В этом месте вы имеете право занять полосу. В соответствии с этим, правила дорожного движения относительно четко определяют правила размещения таких участков дороги.

    • Пункт 8.5 предписывает вам занять правильное положение перед маневром, а пункт 8.6 — держаться правого края дороги. Далее мы помним, что въезд на перекресток с круговым движением — это правильный поворот.
    • В то же время пункт 8. 5 исключает круговые перекрестки из этого общего правила.
    Читайте также:  Реформа ОСАГО 2023: цена полиса и коэффициенты

    Однако, если вы едете по дороге с более чем одной полосой движения слева, вы должны держаться незаблокированной полосы справа.

    Следовательно, те, кто въезжает на кольцо с правой стороны, попадают на правую полосу. Те, кто въезжает с левой стороны, соответственно, въезжают на левую полосу круга. В то же время не забывайте о приоритете для всех тех, кто уже находится на кольцевой развязке.

    В этом случае те, кто находится на левой полосе, должны отдавать приоритет большему количеству автомобилей.

    При съезде с кольца

    Также помните, что съезд с кругового движения одновременно является поворотом направо (это целесообразно, если в соответствии с ПДД движение в объезд обычно прямо).

    А в соответствии с п. 8.5 Правил, при съезде с кругового перекрестка вы обязаны занять крайнее положение. Другими словами, вы должны выезжать на перекресток с круговым движением только с правой полосы, а не наоборот. Исключение составляют случаи, когда разметка указывает на две или более полос, доступных для выезда с кругового перекрестка.

    Тонкость прямой дороги через круговое движение

    И все бы ничего, но это правило может стать причиной многочисленных аварий — да-да, даже если вы едете в соответствии с правилами. Рассмотрим, например, такую дорожную ситуацию на Горьковском шоссе в Казани.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Что вы здесь видите? На самом кольце две полосы, а на прилегающей дороге — четыре. Однако эта дорога примыкает к кольцу и является его частью. Это означает, что в любом случае проехать по ней — значит доехать до кольца и затем уступить.

    Поэтому, согласно требованиям, указанным в пункте 8.5 правил, для того, чтобы проехать прямо, как на картинке выше, достаточно выехать на правую полосу (именно потому, что правая полоса является автобусной).

    Это интересно:  Калькулятор НДС онлайн — расчет НДС

    Конечно, на практике никто на данном участке не придерживается этого правила. Однако очень часто случаются аварии, если вы пытаетесь объехать петлю также со второй полосы слева и намереваетесь продолжить движение по той же дороге слева (по левой полосе). Типичный правый поворот мы считаем прямым.

    И таких перекрестков с круговым движением в России много. Что же делать в таких ситуациях? Если ваша единственная цель — избежать аварии (а я считаю, что большинство водителей придерживаются этого принципа), то все просто: поворачивайте направо.

    1. Если вы хотите попасть на кольцо, сверните на левую полосу (но не забудьте перестроиться на правую при дальнейшем выезде).
    2. Если вы хотите выехать на дорогу «прямо», вам нужно помнить, что при выезде с кольцевой развязки следует повернуть направо в соответствии с правилами и выехать на правую полосу.

    Поэтому на перекрестках с круговым движением самая безопасная тактика вождения проста. Просто выезжайте на внешнюю полосу в зависимости от вашего намерения продолжать движение.

    Можно ли развернуться перед кругом?

    В некоторых случаях правила дорожного движения этого не запрещают, но в реальной жизни предпочтительнее этого не делать. Позвольте мне объяснить, что здесь происходит.

    Помните, что круговое движение — это, прежде всего, перекресток. Согласно Правилам дорожного движения, границы перекрестка обозначаются по принципу кругового движения. Если движение на перекрестке организовано в обратном направлении (а это почти 100% дорог в Российской Федерации), то вы не можете двигаться в обратном направлении, если вы уже въехали на перекресток.

    Это означает, что необходимо разбираться в особенностях планировки конкретного перекрестка с круговым движением, чтобы понять две вещи

    • Если перед началом кругового движения еще есть место для поворота, то
    • если другие правила запрещают движение в этом месте (например, пешеходные переходы или автобусные остановки).

    Следуйте примерам перекрестков с круговым движением, где поворот запрещен.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Какие поворотники включать на кольце?

    Наконец, одна из самых распространенных ситуаций, в которой многие водители неправильно или намеренно используют мигалки, — это ситуация, когда на круговом перекрестке запрещен поворот. Кроме того, рассмотрите каждый маневр на круговом перекрестке в отдельности.

    При въезде на круг

    Это правильный поворот. И именно поэтому здесь нужно использовать правильные мигалки. Да, вам нужно включить правильные мигалки, даже если прилегающая дорога сразу же покидает кольцо и движется визуально в прямом направлении.

    Круговое движение ПДД 2023

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Согласно постановлению Правительства №1300 от 26.10.2017, в ПДД изменили порядок езды по круговым перекресткам и отдали преимущество тем, кто едет по кольцу. Так как раньше правило звучало наоборот, оно и по сей день вызывает разночтения у некоторых водителей.

    Каковы правила проезда кругового движения в 2023 году и штрафы за их нарушение, расскажем ниже.

    Что такое «круговое (кольцевое) движение», согласно ПДД

    ПДД в 2023 году не дает разъяснение понятию «круговое движение», однако раскрывает термин «перекресток» и объясняет порядок езды по кругу.

    Итак, перекресток с организованным кольцевым движением является местом, обозначенным знаком 4.3 «Круговое движение», где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги на одном уровне. Двигаться по кольцу можно навстречу часовой стрелке, так как в обратную сторону – уже встречка.

    Цель организации кольцевого движения – обеспечить быстрое и беспрепятственное преодоление пересечения дорог автомобилями.

    Также читайте: Штрафы за непристегнутые ремни безопасности

    Круговое движение – актуальные правила 2023

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Обновление правил, которые действуют сегодня, как мы уже сказали в начале статьи, произошло в 2017 году. Действующие ПДД гласят, что преимуществом пользуются водители, уже находящиеся на круге. Те, кто въезжает на кольцо, обязаны пропустить машины, едущие по нему.

    Раньше правило было противоположным: преимущество принадлежало въезжающим на круг, если знаки не предписывали иное.

    Тогда в крупных городах на 50% перекрестков имелись дополнительные знаки, дававшие преимущество движущимся по кругу водителям, но остальные кольцевые пересечения собирали огромные пробки.

    Это и заставило власти крупных городов обратиться к Правительству с просьбой пересмотреть действующие ПДД, в частности, пункт 13.11 (1).

    Есть и ряд исключений, когда у въезжающего на круг будет приоритет:

    • при наличии светофора, регулирующего движение по перекрестку;
    • при наличии указателя «Главная дорога»;
    • при работающем на развилке регулировщике.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Например, в данном случае желтое авто въезжает на кольцо по главной дороге, у него приоритет.

    Законодатели внесли ясность в проезд кругового движения, исключив двусмысленные ситуации. Так, если нет светофора перед перекрестком, указателя «Главная дорога» или сигнала от регулировщика, въезжающий всегда должен уступать машинам, находящимся на кольце.

    Также читайте: Налог на роскошь для автомобилей – изменения 2022

    Как выбрать полосу при проезде перекрестка с круговым движением

    При въезде на кольцо с двумя или тремя полосами для движения нужно занять подходящую полосу, а какую, – зависит от того, где водитель собирается съехать с перекрестка.

    • Если это ближайший съезд, то можно продолжить ехать по крайней правой полосе, никуда не перестраиваясь.
    • Если в планах проезд через весь круг, нужно перестроиться левее, к центру кольца, чтобы не мешать въезжающим или съезжающим с перекрестка.

    Въехать на кольцо можно с любой полосы, а вот чтобы его покинуть, можно воспользоваться только крайним правым рядом, на который нужно перестроиться заранее.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    При наличии знаков, регулирующих движение по полосам и разрешающих покинуть круг из нескольких полос, водитель вправе это сделать.

    Также читайте: Автомобильная аптечка в 2023 году: состав и штраф за отсутствие

    Штрафы за нарушение правил кругового движения

    Размер взыскания за езду по кругу не по правилам будет зависеть от того, какое именно предписание ПДД проигнорировал водитель.

    Так, непропустивший движущуюся по кругу машину, обладающую преимуществом, будет наказан согласно статье 12.13 КоАП взысканием в 1 000 рублей.

    Если водитель не исполнил предписание знаков или разметки, то по статье 12.16 КоАП ему вынесут письменное предупреждение или выпишут 500 рублей штрафа. Например, при перестроении не из крайнего правого ряда или через сплошную, разделяющую полосы одного направления, автомобилисту будет вменено это наказание.

    Езда по часовой стрелке приравнивается к езде по встречке, и за нее придется заплатить 5 000 рублей штрафа или остаться без прав на четыре-шесть месяцев по статье 12.15 КоАП.

    Также читайте: В России продлили срок действия водительских прав: на кого это распространяется

    Есть ли скидка на оплату взысканий за нарушения на кольцевых перекрестках

    • Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах
    • Водители вправе воспользоваться скидкой 50% на оплату штрафов ГИБДД в течение 20 суток с момента назначения.
    • Санкции, заработанные на круговом перекрестке, также подлежат льготной оплате, но некоторые – только если водитель заработал их впервые за год.
    • В список нарушений, не попадающих под льготную оплату, входят:
    • нарушения, связанные с нетрезвой ездой, даже назначенные впервые;
    • повторные взыскания за езду на незарегистрированной машине;
    • повторные превышения установленного скоростного режима на 40 км/ч и более;
    • повторная езда на красный свет или запрещающий жест регулировщика;
    • повторная езда по встречке.

    Таким образом, проехав по круговому перекрестку по часовой стрелке второй раз за год, скидку не получить, как и за другие вышеперечисленные нарушения.

    Чтобы не упустить льготный период оплаты, нужно вовремя проверять наличие штрафов. «Автокод» показывает, когда и какое нарушение было совершено, по какой статье КоАП и на какую сумму назначено взыскание. Если проступок зафиксирован камерой, в отчете отобразится снимок с места нарушения.

    Читайте также:  Новые электронные права 2023 – будут ли и как скоро?

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    В отчете отобразятся не только штрафы ГИБДД, но и другие проблемы, о которых водитель может не знать, например, ограничения, наложенные на автомобиль судебными приставами. Посмотреть пример отчета «Автокода» можно по ссылке.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Напоминаем, что несоблюдение правил кругового перекрестка может привести не только к штрафам и лишению прав, но и к ДТП, а это куда более серьезные последствия. 

    Ирина Джиоева

    О перекрёстках с круговым движением

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    У нас в стране, как известно, две беды: дураки и дороги. Иногда они встречаются…

    Минул год, как в ПДД вторично за 10 лет внесены поправки, касающиеся проезда перекрёстков, где организовано круговое движение. Посмотрим, что же из этого получилось.

    Для начала следует развеять массовое заблуждение о существовании неких «круговых перекрёстков» — этот расхожий термин является абсурдным даже с точки зрения русского языка. И такое определение отсутствует и в ПДД РФ, и в Венских конвенциях (их две — «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах»).

    Кольцевая (круговая) проезжая часть сама по себе является дорогой и вполне оправданно представление о круговом движении как совокупности трёх или более Т-образных пересечений примыкающих (отходящих) дорог с кольцом.

    https://www.youtube.com/watch?v=3uFWZ-UTLoM\u0026pp=ygVn0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0L_RgNC-0LXQt9C00LAg0LrRgNGD0LPQvtCy0L7Qs9C-INC00LLQuNC20LXQvdC40Y8g0LIg0LLQvtC_0YDQvtGB0LDRhSDQuCDQvtGC0LLQtdGC0LDRhQ%3D%3D

    При этом ничто не препятствует раздельной организации движения на каждом из пересечений, вплоть до установки светофорных объектов. Такой подход по крайней мере снимает вопрос о том, каким является «круговой перекрёсток» в случае, когда светофор установлен, например, лишь на одном из пересечений, в то время как остальные являются нерегулируемыми.

    В одной из дискуссий, ведущейся в интернете, для выхода из ими же придуманного алогизма такому перекрёстку даже дали название «полурегулируемый».

    Круговое движение в Венской конвенции

    Итак, что же такое круговое движение и как его отличать? Обратимся к первоисточнику — Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Этой конвенции обязано отвечать и национальное законодательство стран-участниц, в число которых с 1974 года входил и СССР, а теперь входит и РФ.

    Определение дано в Приложении 1 «Дорожные знаки», раздел D «Предписывающие знаки»:

    Знак D, 3 «Обязательное круговое движение» указывает водителям, что они обязаны следовать в направлении стрелок. Если перекресток с круговым движением обозначен знаком D, 3 в сочетании со знаком В, 1 или В, 2, то водитель, находящийся на перекрестке с круговым движением, пользуется преимущественным правом проезда.

    Знак D, 3 в ПДД РФ носит обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — это 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» соответственно.

    Никакого иного определения круговому движению в конвенциях нет. Отсюда следует первый важный вывод: При отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) никакого кругового движения нет! Даже если Ваши глаза его видят, никакие правила, относящиеся к круговому движению, применяться не должны.

    Круговое движение в России

    Собственно говоря, именно так и было организовано движение до последней «реформы» 2017 года. Все пересечения, где было организовано круговое движение, обозначались знаком 4.3, а вопрос приоритета решался установкой соответствующих знаков. Причём при их отсутствии действовало правило «помехи справа» и круг был второстепенной дорогой.

    Предыдущая «реформа» 2010 года добавила к этому лишь то, что прямо написано в Венской конвенции: установку знаков приоритета на пересечениях проезжих частей. Кому-то это не понравилось.

    То ли захотелось «единообразия», то ли ещё чего, но ПДД в очередной раз переписали.

    Хотя ту же задачу можно было решить простейшим способом: установкой знаков приоритета во всех случаях, где круг решили сделать главным (как в Венской конвенции и как во всём мире). Но у нас нашли свой, суверенный способ.

    Что же мы имеем сегодня, после второй «реформы»? Для начала посмотрим на описание знака 4.3:

    4.3 «Круговое движение». Разрешается движение в указанном стрелками направлении.

    Эта формулировка вызовет полное недоумение у любого юриста. Спросите, почему? Да потому, что согласно этой формулировке знак вовсе не является предписывающим, хотя и находится в группе таковых.

    Нормы, как известно, бывают императивные и диспозитивные. Императивные выражаются глаголами «следует, должен, обязан» и тому подобными словами, исключающими свободу действий лица, на которое нормы направлены. Именно так и сформулирован пункт в Венской конвенции: «Обязательное круговое движение».

    Глагол «разрешается» предоставляет водителю свободу выбора: можно ехать так, а можно — иначе. То есть при въезде на круг поворачивать не направо, а налево. Можно лишь изумляться тому, что никто до сих пор не обратил на это внимание.

    Это безусловная ошибка, к тому же — явное противоречие Венской конвенции, и она должна быть вне всякого сомнения срочно исправлена. Но статья не только об этом.

    Посмотрим, как решён вопрос приоритета после поправок 2017 года. В ПДД, как известно, появился новый пункт:

    13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

    https://www.youtube.com/watch?v=3uFWZ-UTLoM\u0026pp=YAHIAQE%3D

    У меня, когда я впервые это прочёл, сразу возник совершенно естественный вопрос. А что, просто поставить знаки приоритета, как это предусмотрено Венской конвенцией и уже было реализовано на подавляющем большинстве таких перекрёстков, было нельзя? Знаки закончились или завод обанкротился?

    Ну хорошо, не стану придираться. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш «суверенный» подход — это, в конце концов, проблема иностранцев. Нашим соотечественникам, выезжающим за рубеж, проще: там везде стоят знаки.

    Проблема возникла в другом. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются главными. Тут уж без знаков приоритета не обойтись никак.

    А теперь ещё раз внимательно прочтём пункт 13.111 ПДД. Там что-либо говорится о знаках приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг главный, либо знаки приоритета. Одно с другим несовместимо.

    И во что же это вылилось на практике? А вылилось это в то, что на таких перекрёстках сняли знаки 4.3 (к счастью, не повсеместно) и в полном соответствии с действующими нормами (включая Венскую конвенцию) они перестали быть перекрёстками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими из этого последствиями, из которых главных два:

    1. Нет обязанности при въезде на круг поворачивать направо, можно и налево. Строго говоря, исходя из описания знака 4.3 это можно было делать и ранее, но теперь это подчёркнуто дополнительно полным отсутствием предписывающего знака.
    2. При въезде на такой перекрёсток водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если знаками или разметкой не разрешено иное.

    К счастью или к несчастью, но об этом не знают навигаторы, которые «помнят», что ранее это был перекрёсток с круговым движением и предупреждают об этом водителя. Знаки же не говорят о том, что движение круговое.

    Понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно висит табличка 8.13, показывающая направление главной дороги, и она даёт какую-то информацию водителю. В частности, по схеме видно, что там есть кольцо. Но табличка — не предписывающий знак и наказать за невыполнение вышеуказанных требований нельзя.

    В ряде случаев для разрешения этой искусственно созданной коллизии стали на въезде устанавливать знак 4.1.2 или же знаки особых предписаний 5.15.1. Либо наносить соответствующую разметку на проезжей части.

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Поэтому каждый такой перекрёсток превратился в настоящий ребус для водителя, который обязан каждый раз его расшифровывать. И, спрашивается, чего ради?

    Примеры перекрестков в России

    Чтобы не быть голословным, приведу несколько фотографий.

    Рисунок 1

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Перекрёсток на улице Школьная в городе Видное до «реформы», весна 2017 года. Всё понятно: впереди — круговое движение.

    Рисунок 2

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Тот же перекрёсток в городе Видное (подъезд с противоположного направления) уже осенью 2018 года. Как видим, теперь там нет кругового движения (не верь глазам своим!). Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД.

    Рисунок 3

    Правила проезда кругового движения в вопросах и ответах

    Егорьевское шоссе (Московская область). Год — 2018, то есть уже действует пункт 13.111 ПДД. Перед перекрёстком установлен знак 4.3 и водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по кругу. А согласно знаку 2.1 у него главная дорога и приоритет. Приплыли…

    Рисунок 4

    Город Подольск. Согласно ПДД РФ и Венской конвенции здесь нет кругового движения. Въезд на круг со второй полосы запрещён, поворот налево хотя и неудобен, однако нарушением ПДД не является, достаточно лишь уступить дорогу. Представляю себе разбор ДТП вследствие такого маневра…

    Рисунок 5

    Тоже Подольск. Как говорится, без комментариев. Хотя, если перевернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.

    Рисунок 6

    Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, въезжающих на пересечение проезжих частей, нарушают п. 8.5 ПДД.

    Рисунок 7

    Тот же перекрёсток в Челябинске с другого въезда. Здесь тоже нет знака 4.3 и не верьте своим глазам. Это не круг.

    Рисунок 8

    Третий въезд на тот же перекрёсток в Челябинске. Видимо, организаторы движения догадались, что круглое вовсе не является круглым, и хотя бы с одной стороны поставили знаки 5.15.1, разрешающие поворот со всех трёх полос. Заодно и поворот налево запретили. Ну хоть так…

    Полагаю, достаточно. Думаю, подобных ребусов у каждого водителя в достатке.

    Хуже, когда ребус заложен в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели «как лучше», а получилось по В. С. Черномырдину — «как всегда».

    Организация кругового движения в Европе

    Если авторы хотели сделать «как в Европе», то есть устранить двоемыслие, то там его не было и нет. Там руководствуются Венской конвенцией.

    Если угодно, вот выписка из Правил ФРГ (перевод мой):

    § 8 Преимущество

    (1) На перекрестках и примыканиях преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа. Это правило не действует

    (1а) Если на примыкании к круговому движению установлен знак 215 («Круговое движение») под знаком 205 («Уступите дорогу»), приоритет имеют транспортные средства, движущиеся по кругу. При въезде на такое круговое движение включать указатели поворота запрещено.

    На указатели поворотов я тоже бы хотел обратить внимание. Практически во всех учебных пособиях и в автошколах насаждается правило: куда крутим руль, такой поворотник и включаем. Зачем это делать при въезде на круговое движение, если направо поворачивают все? Разумеется, если движение правильно организовано и в ПДД нет таких ребусов, какие появились у нас.

    Любой европейский водитель, попав в нашу страну, воспримет включённый сигнал правого поворота при въезде на круг как подсказку о том, что водитель намерен покинуть круг на первом же съезде. Хотя водитель делать это вовсе и не собирался.

    Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу.

    Практически везде и всегда именно так и организуется движение. Примеры:

    Рисунок 9. Германия, Дрезден

    Рисунок 10. Прага

    Рисунок 11. Болгария, Бургас

    Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н., г. Москва

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *