Дефектовка при ремонте по ОСАГО в вопросах и ответах
- Дефектовкой считается выявление скрытых повреждений автомобиля после ДТП с последующей калькуляцией расходов на ремонт. Проводят такой осмотр мастера на станции технического обслуживания.
- Оплата производится из средств страховщика, а не потерпевшего.
- Ни порядок, ни сроки дефектовки никак не урегулированы ФЗ «Об ОСАГО».
Тем не менее, осмотр с разбором не должны влиять на общие сроки починки машины.
- Закон отводит на выдачу направления на ремонт 20 дней. За это время обязанность страховой согласовать с вами и с сервисом сумму, порядок и технологии восстановительных работ.
Но на практике 2023 года страховые сразу выдают направление на ремонт, после чего СТО приглашает потерпевших на дефектовку, на что может уйти не один месяц.
- На ремонт отводится 30 дней с момента сдачи машины в автосервис. Но там у вас могут сразу не принять авто, сославшись на необходимость провести дефектовку.
- Если вы попросите в сервисном центре заказ-наряд или другой документ о сдаче ТС в ремонт – на 99% вам откажут. Единственная возможность доказать попытку сдачи автомобиля в сервис для начала течения сроков – вести видеосъемку происходящего от начала и до конца.
- При наличии такой видеозаписи можно отсчитывать 30 дней, и, если за это время машину так и не починят – забирать её из автосервиса и требовать от страховой выплаты неустойки за просроченный ремонт.
- Не стоит подписывать акты, допсоглашения и прочие документы с не выгодными пунктами.
Например, об увеличении сроков ремонта, использовании б/у запчастей, доплатах за детали и прочие.
- Ещё вам могут подсунуть договор цессии – уступки права требования возмещения от страховой. Не ставьте свою подпись под таким документом, иначе велик риск некачественного ремонта с б/у запчастями.
В подавляющем большинстве случаев страховые выдают направление на ремонт машины по ОСАГО. Однако для потерпевших здесь немало ловушек. Одна из таких – приглашение на дефектовку в автосервис для выявления скрытых повреждений. Казалось бы, что тут такого? Но на практике у вас могут сразу не принять машину в ремонт.
Или подсунут на подпись трёхсторонний договор, в котором будут невыгодные для вас пункты. Такие пункты могут быть и в направлении на ремонт. И если подписать такое соглашение, то ремонт автомобиля затянется на несколько месяцев, а вместо новых запчастей вам могут поставить б/у, восстановленные или неоригинальные детали. Поэтому нужно читать то, что вам дают на подпись и не позволять себя обманывать. В статье расскажем, в чём особенность дефектовки, стоит ли на неё соглашаться, как пытаются развести страховые и как действовать в подобных ситуациях.
Что такое дефектовка по ОСАГО?
Дефектовка позволяет выявить те скрытые повреждения автомобиля, которые были нанесены в результате ДТП. Обнаружить такие повреждения на глаз нереально – нужно разбирать машину.
Вообще выделяют три процедуры:
- Визуальный осмотр вашей машины представителем страховщика (комиссаром).
- Тщательный осмотр автомобиля (с разбором).
- Непосредственно ремонт в автосервисе.
Так вот, дефектовка – это и есть тщательный осмотр транспортного средства с разбором его составляющих. Её могут называть по-разному – деталинг, калькуляция, согласование.
Факт в том, что дефектовка проводится на станции техобслуживания, куда вас отправит страховщик, выдав направление на ремонт. Новые автомобили возрастом до 2 лет осматривают на станции официального дилера.
Если ваша машина не на ходу, то её должны отвезти на СТО с помощью эвакуатора, причём расходы на перемещение оплачивает страховая.
По итогам дефектовки составляется акт или ведомость, куда вносятся все выявленные повреждения ТС, а также проводится калькуляция – то есть мастера считают, во сколько обойдётся восстановительный ремонт, сравнивая с теми суммами, которые перечислила страховая по итогам первичного осмотра (почти всегда в сторону увеличения). Далее представители СТО направляют расчёты в адрес страховщика для согласования. На основе калькуляции страховая компания принимает решение: либо увеличить лимит возмещения до нужной суммы, либо установить иную сумму, либо вместо ремонта выплатить деньгами.
Но дефектовка никак не регулируется законом!
Никак, абсолютно!
ФЗ «Об ОСАГО» регулирует только вопросы направления на ремонт. Ни о какой дефектовке, как об отдельной процедуре, в законе речи не идёт.
По умолчанию считается, что страховые компании должны отправлять на дефектовку в отведённый для этого срок.
А этот период составляет 20 дней с того момента, как потерпевший подал заявление и документы на возмещение по ОСАГО. Однако на практике страховые повсеместно не соблюдают это правило…
То есть страховая затягивает сроки ремонта моей машины после ДТП?
Да, это одна из уловок страховых компаний 2023 года. Ведь за несвоевременное проведение ремонта СК грозит неустойка. Чтобы избежать санкций, страховые (точнее сервисные центры) всячески оттягивают момент приёма автомобиля.
По закону на восстановительный ремонт отводится ровно 30 дней (пункт 15.2 ст. 12 ФЗ-40 «Об ОСАГО»).
Отсчёт начинается со дня, следующего за днём, когда вы сдали автомобиль на СТО, а в случае, если машина не на ходу – передали представителю страховщика для транспортировки ТС на эвакуаторе до СТО. И не просто сдали, а получили заказ-наряд с датой начала ремонта.
Никакие ожидания дефектовки и запчастей не могут прерывать течение 30-дневного срока. Исключением будет разве что ваше согласие на изменение временного отрезка. Но такое согласие вы давать не обязаны!
Что делать, если вместо ремонта приглашают на дефектовку?
Зафиксировать факт сдачи авто в ремонт.
Вначале поясним, зачем это нужно. Предположим, вы получили от страховщика направление на ремонт, и приехали на станцию технического осмотра для выявления скрытых повреждений автомобиля.
На СТО вам, как положено, проводят дефектовку и… вы едете домой с уверенностью, что сдали машину в ремонт.
При этом в сервисе вам не дают никаких документов (разве что акт хранения транспортного средства, которое не на ходу).
Можно ли считать, что со дня проведения дефектовки начался 30-дневный срок на восстановительный ремонт? Увы, но нет. Дефектовка – это не ремонт, а диагностика и калькуляция будущих работ. Поэтому никакие сроки после её проведения отсчитываться не будут. И если вы вдруг обратитесь за неустойкой к страховой, вам попросту откажут – поскольку вы не сдавали автомобиль на ремонт в автосервис.
Что делать в такой ситуации? Пытаться сдать машину на СТО и зафиксировать факт отказа в приёме на восстановительный ремонт:
- Для начала нужно приехать на станцию технического обслуживания. Если страховщик выдал вам направление, то сделать это нужно в разумный срок – как правило, он указывается в направлении (7-20 дней), а если нет, то ориентируйтесь на 7 дней, которые указаны в Гражданском кодексе в качестве разумного срока.
- Желательно приезжать со свидетелем и обязательно вести видеосъемку происходящего. Начинайте фиксировать события от самого приезда в автосервис. Сообщите на камеру дату и время, куда вы приехали, от какой страховой, по какому её направлению и с какой целью. Далее нужно зафиксировать сам сервисный центр – адрес, вывеску, помещение, объекты поблизости.
- Продемонстрируйте на видео, на какой машине вы приехали, с кем из сотрудников СТО общаетесь по поводу сдачи авто в ремонт, что они говорят и так далее. Если вам заявляют, что вначале нужно провести дефектовку и согласовать со страховой – настаивайте на том, чтобы выдали акт приёма-передачи, заказ-наряд или иной документ, где указано, что сервис принял у вас машину на восстановление. Главное, чтобы в документе фигурировал срок начала исчисления ремонта.
- На 99% никакой заказ-наряд в сервисе вам не выдадут. В таком случае на видео должен быть отказ сотрудника СТО принимать ваше ТС в ремонт. Этот отказ будет отправной точкой для отсчитывания 30 дней, с последующей подачей претензии страховщику на выплату неустойки за нарушение сроков восстановительного ремонта машины.
- Ну и, разумеется, не стоит подписывать никакие акты, допсоглашения, сметы и дефектовки, которые вам могут предложить в автомастерской. Согласования условий ремонта касаются исключительно СТО и страховой, но не вас. От вас же требуется сдать ТС в ремонт, а дальше по ситуации – либо зафиксировать это на видео, либо получить от сервиса документ о приёме машины на восстановление.
Ориентируйтесь только на два срока: 20 дней – на выдачу направления на ремонт, и 30 дней – само восстановление автомобиля до состояния, каким он был до аварии. Все остальные операции и согласования должны входить в эти два периода.
Если автосервис предлагает доплатить?
Зачастую представители автосервиса говорят, что ремонт встанет дороже, чем насчитал страховщик, поэтому доплатить придётся потерпевшему. Отчасти это правда. Любая страховая отталкивается в подсчётах от справочников РСА, где указаны цены на запчасти для разных марок и моделей машин. Но эти цены оторваны от рыночных. Поэтому итоговая сумма может оказаться в 2-3 раза ниже реальной.
Стоит ли доплачивать? Новые запчасти действительно стоят дороже восстановленных и б/у деталей. Особенно, если вам предстоит починка у официального дилера. И в этом смысле лучше доплатить, чтобы получить качественный ремонт.
Затем можно будет взыскать разницу с виновника ДТП – в досудебном или судебном порядке. Да, это не самый быстрый процесс, но суды в 2023 году обычно встают на сторону потерпевших, поэтому шанс «отбить» ремонт достаточно высокий.
Но если вы не хотите доплачивать, то можете этого не делать.
В таком случае придётся сдавать авто на станцию под видеозапись, где вам откажут ввиду нехватки денег на ремонт – но это и не важно, поскольку с даты «сдачи» автомобиля в сервис-центр начнётся 30-дневный срок на проведение ремонта. И далее, в случае если ТС не будет приведено в прежний вид, можно требовать со страховщика неустойку.
Если вам предлагают оплатить дефектовку – смело отказывайтесь. Осмотр, диагностика и калькуляция в автосервисе производятся за счёт страховой. От вас никакой оплаты требовать не должны. Но возможен вариант, когда в направлении на ремонт указано, что страховая возместит расходы на дефектовку – тогда оплачивать можно. Но обязательно взять все чеки и квитанции на СТОа.
Если просят дать согласие на установку б/у запчастей?
Необязательно соглашаться.
Помимо б/у запчастей, сервис может предложить вам подписать согласие на установку восстановленных, неоригинальных или вообще контрафактных запчастей. Да, они дешевле, но согласны ли вы, чтобы эти детали стояли на вашей машине? Если нет, то ничего не подписывайте и настаивайте на ремонте новыми запчастями, как того требует ФЗ «Об ОСАГО».
Нередко пункт о согласии на использование б/у деталей указывается в направлении на ремонт. Чтобы не попасть впросак, читайте каждую строчку такого документа. Особенно те, которые написаны мелким шрифтом. И если вы вдруг обнаружите пункт о согласии на установку любых других запчастей, кроме оригинальных – ни в коем случае не соглашайтесь!
Что делать? О своём нежелании следовать условию нужно указать прямо в направлении на ремонт. Так и пишите: «Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю», а рядом ставьте подпись.
Если просят продлить сроки ремонта?
В СТО вам могут дать на подпись трёхсторонний договор (между страховой, сервисом и вами), где будет пункт о согласии на увеличение срока ремонта или о том, что восстановление начнётся после того, как сервис получит заказанные им запчасти.
Так вот, если вы подпишетесь на это условие, то можете забыть о скором восстановлении своего автомобиля. Его могут чинить не отведённые законом 30 дней, а сколько угодно – вплоть до полугода.
А на ваши претензии, почему так долго, ткнут в подписанный вами договор, где вы самолично согласились на продление сроков.
Такой же пункт об увеличении сроков может быть и в направлении на ремонт.
Как быть?
- Если предлагают подписать в автосервисе – просто отказывайтесь. Закон вообще не предусматривает, чтобы вы участвовали в согласованиях между автосервисом и страховой.
- Если пункт об увеличении сроков по усмотрению СТО есть в направлении на ремонт, то письменно заявите о несогласии прямо в документе. К примеру, фразой: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Он не должен превышать 30 дней».
Примут ли у вас после такого машину в автосервисе? Конечно же, нет! Именно поэтому придётся снова прибегнуть к процедуре видеосъемки, чтобы зафиксировать попытку сдачи автомобиля в ремонтную мастерскую. Пусть даже если вам откажут на каком-нибудь основании.
Почему не стоит подписывать договор цессии?
Потому что это уступка требования, не выгодная для вас.
Договор цессии может называться по-разному. Но в нём всегда фигурируют слова «цессия» и «переуступка требования». Они являются ориентиром, что вам не стоит подписывать такое соглашение.
Но почему, в чём подвох? Уступка требования – это ни что иное, как передача права требования страхового возмещения по ОСАГО представителям станции технического обслуживания.
Если вы подпишете договор цессии, то уже не сможете обращаться в страховую по вопросам некачественного ремонта. Услугу вам окажут в том же СТО, но при этом могут установить б/у детали, выполнить некачественную работу и т.д.
Кроме того, в дальнейшем автосервис сможет требовать выплат и от страховой, и даже от виновника ДТП, а вы нет.
Верховный суд: направление на ремонт по ОСАГО страховая компания обязана согласовать с потребителем
Верховный суд России дал объяснение по поводу направления транспортного средства на ремонт. Такая процедура должна в обязательном порядке быть согласованной с потерпевшей в ДТП стороной. Если потерпевшего предложенные условия не устраивают, он имеет право получить возмещение ущерба в денежном выражении.
Ремонт автомобиля
Верховный суд, основываясь на положениях российского законодательства, определил, что при организации ремонта на станции ТО условия ремонта должны быть согласованы между всеми сторонами, в роли которых выступают страховая компания, пострадавший в аварии и ремонтники. Согласованными должны быть сроки ремонта, полная стоимость, а также размер доплаты, если таковая возможна. Об этом говорится в п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО.
В том случае если станция техобслуживания предлагает такие сроки выполнения ремонта, которые являются заведомо нереальными, либо предложены неподходящие условия, то ответственность несёт страховщик, в то время как потерпевший имеет право изменить способ возмещения причинённого вреда и получить денежные средства, а не осуществлять ремонт авто.
Ещё недавно частыми были ситуации, при которых после осуществления осмотра и дефектовки на станции ТО выдавалось направление на ремонт, которое не было согласовано с клиентом. После официального заявления Верховного суда количество данных случаев должно существенно сократиться.
Верховный суд
В соответствии с п. 13 ст.
12 Закона об ОСАГО если, после того как произведён осмотр повреждённого автомобиля, между страховщиком и потерпевшим возникли разногласия, касающиеся размера страхового возмещения, то страховая компания должна организовать независимую техническую экспертизу. Также страховщик обязан уведомить потерпевшего о проведении такой экспертизы и ознакомить с её результатами.
О том, что соглашение является достигнутым, свидетельствует полученное потерпевшим направление на ремонт.
В п. 15.2 и 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО указано, что в ходе проведения ремонта, требующего замены повреждённых деталей, не могут быть использованы комплектующие, которые были в употреблении либо оказались восстановленными. Другие варианты могут быть оговорены в соглашении между страховой компанией и потерпевшим.
Что касается срока проведения ремонта, он в соответствии с п. 6.1 Правил ОСАГО не должен составлять более 30 рабочих дней с того дня, как произошла передача транспортного средства на станцию ТО.
В направлении на ремонт указывается срок, который также должен быть согласован с потерпевшим.
В том случае если СТО не соблюдены сроки ремонта либо происходит нарушение других обязательств, ответственным за это является страховщик, который выдал направление на проведение ремонта.
Если станция техобслуживания не начала необходимые работы своевременно либо выполняет их слишком медленно и не успевает в обозначенные сроки, потерпевший имеет право осуществить изменение способа возмещения вреда, а также потребовать страховое возмещение. Соответствующая информация содержится в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 года № 58.
Некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО – что делать и куда обращаться
В случае дорожной аварии владельцу полиса «автогражданки» восстановят транспортное средство на станции техобслуживания, аккредитованной в страховой компании, или же компенсируют стоимость ремонтных работ в денежном эквиваленте. Правовые основания для выбора в пользу второго варианта предусмотрены в законе об ОСАГО (ст. 12, п. 16.1).
СК выгоднее выплачивать клиенту деньги, а не восстанавливать машину за свой счет. Ситуация усугубляется тем, что не всегда возможно определить, хорошо ли выполнил работу сервисный центр. Случаи, когда на станции техобслуживания делают некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО, стали обыденностью.
Какие пути решения проблемы существуют для клиента? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Несмотря на стремление страховых сэкономить на ремонтных работах, они обязаны соблюдать требования, изложенные в законе об ОСАГО. При их соблюдении риск некачественной замены агрегатов и узлов на машине сводится к нулю.
В перечень недоделок и недочетов, свидетельствующих о плохом выполнении ремонта, относят:
- «иррегулярный» характер нанесения краски, которая легко отслаивается от обработанной поверхности;
- несоответствие зазоров между деталями после и до аварии;
- трещины, сколы, неровности и наличие неокрашенных компонентов на деталях, подлежащих восстановлению;
- использование запасных частей, относящихся к категории «б/у»;
- уменьшенную тягу, неспецифические звуки при включенном двигателе и прочие изъяны.
Закон обязывает сотрудников СТО, чтобы в результате восстановительных работ техническое состояние транспортного средства было идентичным изначальному (до дорожной аварии). Ответственность за качество ремонта машины по ОСАГО несет страховая компания.
Если обнаружены недоработки
Вопрос о том, что делать при некачественном ремонте автомобиля по ОСАГО, не теряет актуальности не только для тех, кто только что получил права, но и для водителей со стажем. После окончания работ по восстановлению авто его собственник должен подписать акт приема-передачи.
Но не спешите визировать документ, а убедитесь, что имеющиеся поломки были устранены. Если в результате личного осмотра были обнаружены какие-либо недостатки и недочеты, необходимо внести их в акт и поставить подпись. О наличии скрытых дефектов беспокоиться не стоит – гипотетически они будут выявлены при повторной (независимой) экспертизе.
Что делать, если автомеханики, по вашему мнению, сделали плохой ремонт по ОСАГО? Поскольку за качество проведенных работ отвечает страховая фирма, а не представитель СТО, необходимо направить контрагенту претензию об устранении недостатков. На следующем этапе он может назначить и провести повторный осмотр транспортного средства.
Если СК отказывается делать осмотр и исправлять недочеты ремонта, то заинтересованное лицо вправе назначить независимую экспертизу. Получив заключение специалиста, необходимо вновь адресовать жалобу страховщику и приложить новые расчеты причиненного ущерба.
В случае, если компания не отреагирует или ответит отказом, необходимо обращаться в надзорные инстанции, а затем в суд. Если полис ОСАГО был оформлен у брокера или агента, претензии следует предъявлять к той фирме, интересы которой они представляют.
После проведения ремонта недобросовестная компания может, пользуясь невнимательностью клиента, который не всегда читает все, что подписывает, приложить к акту приема-передачи транспортного средства другие документы. В результате таких ухищрений страховщику удается получить от контрагента согласие на:
- неполный ремонт:
- использование запасных частей категории «б/у».
По причине собственной небрежности клиент может подписать договор цессии с условием, что он не возражает против выкупа права требования по возмещению ущерба, связанного с некачественным ремонтом. В указанном случае ответчиком по судебному делу становится не страховщик, а СТО.
Подготовка претензии
Споры со страховыми компаниями зачастую носят длительный характер, поэтому подготовка к ним должна быть тщательной и основательной.
При составлении жалобы необходимо соблюдать ее структуру. В шапке документа должна быть указана следующая информация:
В претензии необходимо изложить суть требований и обосновать их правомерность, сославшись на законодательные акты. Также следует указать список прилагаемых документов и банковские реквизиты (на случай, если заявитель взамен повторного ремонта требует денежной компенсации). В документе необходимо поставить дату и подпись (с расшифровкой). Если претензия заверена доверенным лицом, то его полномочия должны быть подтверждены нотариально.
К жалобе необходимо приложить:
- полис ОСАГО;
- правоустанавливающие документы на машину (СТС/ПТС);
- гражданский паспорт заявителя;
- направление на осмотр транспортного средства;
- заключение независимого эксперта (при проведении экспертизы);
- акт приема-передачи авто (с перечнем недоработок).
Документ можно принести в страховую компанию лично (на втором экземпляре жалобы попросите поставить штамп, который будет считаться доказательством ее регистрации). Альтернативный вариант – отправка претензии по почте (заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
Что дальше
Тактика дальнейших действий будет зависеть от позиции, которую выберет СК. Страховщик должен отреагировать на жалобу в десятидневный срок с момента ее регистрации.
Рассмотрев претензию, он назначает дату повторной экспертизы, которая проводится в присутствии владельца машины, представителя компании и механика СТО, который выполнял ремонт.
После осмотра транспортного средства компания может взамен ремонта произвести собственнику авто денежную выплату или же не согласиться с его требованиями.
В ситуации, когда страховщик признает факт ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны станции техобслуживания, клиенту должна быть выплачена неустойка за некачественный ремонт по ОСАГО. По общему правилу, компания должна компенсировать 1% от суммы ремонта ежедневно начиная с момента регистрации претензии.
Если последовал отказ
При нежелании контрагента возмещать ущерб, связанный с некачественным ремонтом транспортного средства, заявитель вправе обратиться с жалобой в надзорные инстанции – РСА (Российский союз автостраховщиков) и ЦБ РФ. Указанные структуры уполномочены разрешать конфликтные ситуации, возникающие в сегменте автогражданской ответственности.
Следующий этап защиты
Если надзорные инстанции не отреагировали на плохой ремонт по ОСАГО или ответили отказом, следует обращаться к финансовому уполномоченному, который проведёт досудебный разбор жалобы. Если решение финомбудсмена вас не устроит, то придётся идти в суд.
Если к моменту обращения в суд по каким-либо причинам не была проведена независимая экспертиза, ее необходимо инициировать. Заключение специалиста будет основным доказательством в государственной инстанции. Независимую экспертизу может назначить и суд.
В ситуации, когда вы впервые столкнулись с проблемой некачественного ремонта машины в рамках ОСАГО, рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста.
Если страховая компания понимает, что имеет дело с дотошным и въедливым клиентом, то она может пойти на уступки и согласиться на повторный ремонт автомобиля. Страховые фирмы не хотят нести дополнительные расходы, связанные с проведением независимой экспертизы и компенсацией судебных издержек.
Как я получила 93 374 ₽ от страховой вместо ремонта по ОСАГО в плохом сервисе
София Ерофеева
получила деньги вместо ремонта
Я ехала на свадьбу младшей сестры и попала в ДТП.
Водитель автомобиля, который врезался в меня, выбежал и поинтересовался, все ли целы. И для него, и для меня это была первая авария, поэтому мы решили вызвать сотрудников ГАИ. Наряд приехал через два часа, нам вручили бланк европротокола и уехали. Видимо, посчитали удар незначительным, а мы с этим по неопытности согласились.
Сейчас я уверена, что нам стоило настоять на оформлении документов сотрудниками или хотя бы воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Тогда бы я получила на 20 тысяч рублей больше. А в ходе этой истории у меня были все шансы остаться вообще ни с чем. В статье расскажу, как так получилось.
На следующий день после аварии я позвонила в свою страховую компанию. Менеджер предложил несколько СТО, станций технического обслуживания, и время, на которое можно записаться. К дилеру меня отправить уже не могли: это возможно, если машине менее двух лет, а моему Ниссану было десять.
Разбираемся, как начинать и доводить до конца масштабные задачи Покажите!
Когда я в назначенное время приехала на осмотр, было уже темно. Мужчина с фонариком на телефоне осмотрел внешние повреждения автомобиля: помятую крышку багажника и разорванный бампер. Было непонятно, есть ли у машины какие-то скрытые повреждения, но вскрывать ее сотрудник СТО не собирался: сказал, что только осмотрит, а собирать и разбирать не умеет.
Мужчина составил акт. В нем мне предлагали два варианта действий: провести восстановительный ремонт или получить денежную компенсацию. Вот какие повреждения были указаны в акте:
- Разрыв заднего бампера.
- Деформация крышки багажника.
- Задир защитного молдинга крышки багажника.
- Разрыв фары заднего хода.
Сумму компенсации рассчитали на компьютере. Специалист сказал, что мне выплатят 37 000 Р. Эта сумма меня шокировала, потому что одна только крышка багажника на разборке стоит около 30 тысяч. Я возмутилась — решила провести независимую экспертизу и подать досудебную претензию, чтобы вместо 37 000 Р в акте была указана сумма, на которую реально можно отремонтировать машину.
Следовательно, о скрытых повреждениях я буду обращаться к независимым экспертам для дальнейшего пересчета суммы компенсации». Вот такой комментарий я написала в акте осмотра» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/rIt9KNQWWhNuEtZTL9tGDFoPTTo3o2aYTn1oqZz1mNs/w:1200/aHR0cHM6Ly9vcGlz/LWNkbi50aW5rb2Zm/am91cm5hbC5ydS9t/ZXJjdXJ5L2Rlbmdp/LXZtZXN0by1yZW1v/bnRhLTEwMDUuZ2Jt/Z2FmLmpwZw»>
«Не согласна с проведенным осмотром, так как он проходил в темное время суток, при свете телефонного фонарика и без вскрытия машины. Осматривающий человек вскрывать машину отказался, так как есть вероятность, что багажник не закроется. Следовательно, о скрытых повреждениях я буду обращаться к независимым экспертам для дальнейшего пересчета суммы компенсации». Вот такой комментарий я написала в акте осмотра
В марте, спустя месяц после ДТП, по отзывам на Яндексе я выбрала агентство, которое должно было помочь мне сделать независимую оценку повреждений. За услуги агентство просило 7000 Р. Можно было найти и за 5000 Р, но у этих ребят был очень хороший рейтинг. В итоге я осталась довольна их работой.
Представитель страховой и независимый оценщик вдвоем осмотрели мою машину и зафиксировали скрытые повреждения. Между ними не было разногласий, каждый составил свой акт осмотра, и все разъехались.
Телеграмма, которую необходимо отправить в страховую, чтобы можно было оценить ущерб повторно
Мой Ниссан на независимой экспертизе — со снятым задним бампером
Через неделю от агентства пришел отчет. Они оценили стоимость ремонта с учетом износа в 113 307,76 Р.
В апреле мы с юристом составили досудебную претензию в страховую с требованием выплатить мне компенсацию в размере 120 307,76 Р: 113 307,76 Р — за ремонт, 7000 Р — за независимую экспертизу. Чеки и копии заключения экспертизы мы прикрепили к претензии.
Спустя месяц, в мае, пришел ответ: страховая отказала мне в выплате на законных основаниях. Проблема была вот в чем: при первичном осмотре я не указала в акте, что выбираю денежную компенсацию, — не проставила ту самую галочку.
Меня снова отправили на тот же восстановительный ремонт в мастерскую с ужасными отзывами. Судиться было бесполезно.
По совету независимого оценщика я поехала на ту же СТО, где проводили первичный осмотр моего Ниссана. Мне нужно было получить от них отказ ремонтировать мою машину. Этот отказ позволил бы мне получить компенсацию деньгами от страховой.
Такой отказ можно получить, если мастерская откажется делать ремонт по одной или нескольким веским причинам. Вот их список:
- Невозможно приобрести запчасть по стоимости единой методики расчета, ЕМР.
- Клиент отказывается доплачивать недостающие деньги.
- Необходимые для ремонта запчасти не получится доставить в установленные сроки ремонта.
- Представители СТО не согласны со списком ремонтных воздействий, которые предусмотрела страховая.
Я до сих пор не разобралась, почему сумма именно такая. Перед тем как написать отказ, мастер сказал, что мне выплатят не больше 50 000 Р. То ли их оценщик так оценил урон, то ли дело было в том, что мы с оценщиком повздорили.
А может быть, в страховой посмотрели на результаты независимой экспертизы и решили выплатить 93 тысячи в расчете на то, что меня это устроит и я не пойду в суд. И я действительно решила не тратить нервы и время из-за семи тысяч.
Соглашение об урегулировании страхового случая
Справка, которая подтверждает, что я получила денежную компенсацию
К июню машину отремонтировали. На ремонт я потратила 85 700 Р. Это был третий сервис, куда я ездила по рекомендациям друзей и советовалась по ремонтным работам.
В первых двух мне рекомендовали менять крышку багажника и просили за работу и запчасти 120 000 Р, а в третьем сервисе мастера смогли выправить все вмятины и отремонтировали машину дешевле.
Работы заняли четыре дня, в конце мне прислали фотоотчет.
- Если произошло хоть сколько-то серьезное ДТП и у машины могут быть скрытые повреждения, не оформляйте европротокол, вызывайте сотрудников ГАИ.
- Если сотрудники приехали и говорят что-то вроде «ничего страшного, оформляйте европротокол», не соглашайтесь и настаивайте на оформлении ДТП. Если бы я так поступила, выплата была бы больше.
- Внимательно читайте и заполняйте документы. Если где-то надо выбрать один из вариантов, отметив его галочкой, не забудьте это сделать.
- Не бойтесь тратиться на независимую экспертизу. В моем случае она окупилась.
Скрытые повреждения при возмещении по ОСАГО и КАСКО
Каким образом происходит процесс урегулирования убытков в страховой компании? Сначала вызванные на место происшествия сотрудники ГИБДД обязаны зафиксировать в справке о ДТП все полученные автомобилем повреждения. После чего справка наряду с другими документами передается в страховую компанию, которая направляет ТС на техническую экспертизу для осмотра и оценки суммы выплаты по КАСКО или ОСАГО.
И вот на данном этапе для автовладельца часто возникают серьезные проблемы.
Дело в том, что при проведении осмотра эксперт-техник, в первую очередь, должен руководствоваться этой самой справкой о ДТП, выданной сотрудниками автоинспекции, в которой подробно описаны и место расположения, и характер повреждений.
По сути, эта справка является доказательством того, что ущерб был нанесен именно в результате произошедшей аварии, не раньше и не позже. Но гаишник, как правило, ограничивается лишь внешним осмотром и описывает только видимые наружные дефекты.
Другие проблемы с авто, в частности, скрытые повреждения он либо ленится искать, либо это невозможно сделать, так как есть целый ряд серьезных неисправностей, которые диагностируются только при тщательном осмотре в профессиональном автосервисе.
Если подходить к вопросу формально (что очень выгодно страховой компании), она не обязана платить за то, что не значится в документах. И страховщики в полной мере пытаются использовать эту лазейку, чтобы урезать выплату. Но не стоит идти у них на поводу. У страхователя есть несколько вариантов повлиять на создавшуюся ситуацию и заставить компанию возместить ущерб по-максимуму.
- Самое простое (особенно, если выявленная «скрытка» не слишком значительна), обратиться к инспектору, оформлявшему справку, и убедить его дописать для страховщика недостающие строчки. Но этот способ скорее подходит для водителей из маленьких городков, имеющих в ГИБДД определенные «завязки»… Одним словом, для подавляющего большинства – это редкий вариант.
- Идеальный случай, когда добросовестные эксперты готовы под свою ответственность дать заключение, подтверждающее, что при осмотре автомобиля были выявлены скрытые дефекты, возникшие именно в результате данного ДТП. После чего автовладельцу останется только обратиться в компанию с официальным заявлением с просьбой оплатить скрытые повреждения. Страховщик назначит дополнительный осмотр, где всё будет описано и подсчитано.
- Если автовладелец заранее предполагает, что его автомобиль пострадал гораздо более серьезно, чем было зафиксировано в документах ГИБДД, и не надеется на лояльность страховщика, можно поступить следующим образом:
- Обратиться к независимым экспертам, которые не только зафиксируют все скрытые повреждения, но и дадут квалифицированное заключение, что они возникли именно в результате рассматриваемого ДТП. Их услуги оплачивает автовладелец, но в дальнейшем страховая должна будет возместить ему потраченные средства.
- Отправить в СК и виновнику ДТП телеграммы с уведомлением о дате и месте проведения экспертизы за 3 рабочих дня до момента ее проведения (не включая день отправки).
- Получить все необходимые для страховой компании документы и на основании их обратиться за возмещением ущерба.
Аналогичные действия придётся предпринять и в том случае, если страховая компания откажется проводить дополнительный осмотр и «считать» скрытые повреждения.
При положительном раскладе все должно получиться. Ну, а если страховщик платить не захочет или неоправданно занизит сумму выплаты, собственнику авто не останется других вариантов, кроме искового заявления в суд.
С 1 апреля вступил в силу документ под названием «Методические указания по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии». Теперь для обращения в страховую компанию вместо справки о ДТП по форме 748 ГИБДД будет выдавать водителям справку нового образца – по форме 154.
Согласно новой «методике», инспекторам ГИБДД теперь запрещено вносить в справку фразу «Возможны скрытые повреждения».
И если раньше наличие подобной фразы упрощало взаимоотношения автовладельца со страховой компанией, являясь основанием для проведения более тщательной экспертизы и дополнительного ремонта, в настоящее время страхователям придется прилагать дополнительные усилия, чтобы доказать свою правоту.
А у страховых компаний появился лишний повод затягивать с выплатами и платить меньше, чем требуется для полноценного ремонта ТС. В подобных условиях крайне важно выбрать добросовестного страховщика, поэтому не стоит жалеть времени, чтобы лишний раз почитать отзывы о приглянувшейся страховой компании и сделать расчет на калькуляторе КАСКО.